Рейтинг@Mail.ru
home

13.07.2017

Верховный суд России: задержка в доставке корпоративной корреспонденции не нарушает прав потребителей

13.07.2017. АПИ — Несоблюдение ФГУП «Почта России» установленных сроков доставки отправленной компаниями или предпринимателями корреспонденции не является нарушением прав потребителей. К такому выводу 12 июля пришел Верховный суд России.

Действующее законодательство устанавливает предельные нормативы доставки почты. Например, по территории Москвы, Санкт-Петербурга и областных центров корреспонденция должна идти не более двух дней, по субъектам Федерации и муниципальным районам – два-три дня, между столицами – четыре дня, и так далее. Задержка расценивается уполномоченным органом – Роскомнадзором, как нарушение лицензионный требований и наказывается административным штрафом в сумме до 40 тысяч рублей. Соответствующие дела, чаще всего, возбуждаются по жалобам не удовлетворенных работой почтовой службы отправителей или получателей. Кроме того, поскольку этот проступок нарушает права потребителей, судебное решение может быть принято за пределом общего трехмесячного срока давности – даже через год после несвоевременной доставки «долгожданного» письма.

Но при рассмотрении одного из таких дел Верховный суд России счел сложившуюся практику ошибочной. Оператор почтовой связи не отрицал, что заказное письмо из Тамбова в Москву доставлялось пять дней вместо установленных нормативом четырех. Вместе с тем отправителем спорной депеши выступало региональное управление Роскомнадзора, а получателем – непосредственно само ФГУП «Почта России». Тогда как потребителями закон признает только частных лиц, приобретающих товары или заказывающих услуги исключительно для личных или иных не связанных с экономической деятельностью нужд. «Допущенное предприятием деяние не привело к нарушению прав и законных интересов гражданина», – констатировали служители Фемиды.

В утвержденном вчера обзоре практики высшая инстанция напоминает, что в связанной с защитой прав потребителей делах «при квалификации объективной стороны состава административного правонарушения необходимо в каждом конкретном случае учитывать его существо, субъектный состав возникших отношений и характер применяемого законодательства». Таким образом прецедентное решение может изменить практику и в других сферах деятельности.

Напомним, что даже мизерная задержка в доставке корреспонденции, в первую очередь корпоративной, нередко может привести к миллионным убыткам (АПИ подробно писало о таких ситуациях и сложившейся практике – Бесценные письма). Новое решение Верховного суда России ограничивает возможность применения административных санкций, но не снимает с ФГУП «Почта России» финансовой ответственности за подобные проступки.

Справка

В 2016 году российские операторы почтовой связи обработали 1,4 млрд простых и заказных писем, 39 млн писем с объявленной ценностью и 4,7 млн экспресс-отправлений (EMS)

По данным Роскомнадзора в установленные сроки между субъектами Федерации пересылалось только 78 процентов письменной корреспонденции, внутри областей и иных регионов – 93 процента писем, а EMS-отправления доставляются вовремя только в 90 процентов случаев. Чаще всего задержки наблюдались в Якутии, Хабаровском крае и Ярославской области, а также в Красноярском крае, Москве и Московской области.