Рейтинг@Mail.ru
home

17.07.2017

Универсальный аусвайс

Разрешительную систему реформируют – вместе различных регистраций, согласований и даже водительских прав или заграничных паспортов могут появиться электронные лицензии. Законопроект об унификации процедур выдачи разного рода разрешений и документов представило Министерство экономического развития России.

17.07.2017. АПИ — По закону компании и предприниматели вправе осуществлять любую не запрещенную деятельность, но для некоторых ее видов требуется получение лицензий или иных разрешений. Без санкции властей некоторые действия не вправе осуществлять и рядовые граждане. 

На что нужна «бумажка»?

Исчерпывающего списка действующих ограничений не существует. В ряде случаев требования дублируются или взаимодополняются, иногда по-разному называются. Например, в 2005 году законодатели упразднили лицензирование туроператоров, но для осуществления такой деятельности обязали регистрироваться в специальном реестре. Строительством вправе заниматься только члены саморегулируемых организаций (СРО), на привлечение иностранных работников требуется получить разрешение, образовательные учреждения должны получить лицензию и пройти государственную аккредитацию. Более того – нередко запреты в форме административных санкций вводятся властями субъектов Федерации или даже муниципалами, а некоторые действия регулируются порой спорными правовыми актами СССР.

Первая попытка унифицировать разрешительный процесс в бизнесе была предпринята в ходе административной реформы: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определил единый порядок выдачи, аннулирования, приостановления и даже стоимости лицензий. Однако он не регулирует полтора десятка сфер бизнеса, в том числе банковскую, а в области образования, связи и некоторых иных могут вводиться особые правила.

Чиновники экономического ведомства провели «инвентаризацию» всех установленных действующим законодательством ограничений как на осуществление бизнеса, так и на повседневную или иную деятельность обычных граждан. Общий список, который, как планируется, должен стать базой нового закона, включает 438 пунктов. Среди них – выезд россиян за границу и въезд обратно (для этого сегодня требуется заграничный паспорт), управление транспортным средством (обязательно наличие водительского удостоверения), въезд граждан из большинства стран «дальнего зарубежья» (необходима виза), передвижение, проживание и трудоустройство иностранцев (допускается по разрешению или патенту), перемещение через границу животных и так далее. В реестр включены и все виды лицензируемой, особо регистрируемой или требующей получения иного разрешения видов хозяйственной деятельности.

Виртуальный пропуск

Основной причиной необходимости проведения реформы в Министерстве экономического развития России считают несистемность существующего регулирования, отсутствие единой терминологии, избыточность видов разрешительной деятельности, их дублирование с другими видами и формами разрешительных и контрольно-надзорных функций государства. «Это способствует усложнению процедуры допуска к осуществлению предпринимательской деятельности. При этом законопроект не направлен на замену им существующего регулирования разрешительной деятельности, не предполагает, в частности, отмену существующего законодательства о лицензировании, аккредитации и так далее. Он сохраняет возможность осуществления и регулирования разрешительной деятельности органами государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, но в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами», – отмечают в экономическом ведомстве. 

В новом законопроекте предлагается определять общий порядок выдачи всех видов разрешений, включая даже заграничные паспорта и водительские права. Он не затронет только регистрацию граждан по месту жительства и пребывания (так называемую «прописку»), выдачу общегражданских (внутренних) паспортов, регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и недвижимости, приватизацию, аттестацию персонала, сертификацию продукции, а также контрольно-пропускной и внутриобъектный режим.

Все остальные разрешения планируется сделать виртуальными – приоритетное юридическое значение будет иметь не «бумажка» (лицензия, свидетельство об аттестации или иная), а запись в электронный реестр. Предполагается, что надзорный орган или уполномоченное должностное лицо, желающее удостовериться в наличии у компании или гражданина соответствующих прав (в том числе на выезд за границу или управление автомобилем), должны будут в режиме онлайн проверять актуальность внесенных в базу данных сведений. Реестр выданных компаниям и индивидуальным предпринимателям разрешений опубликуют в Интернете, а любой обладатель вправе потребовать выдачи «аусвайса» на бумажном носителе, в том числе в форме выписки. 

Законом планируется определить единые правила рассмотрения заявок и оформления разрешений, их приостановления и аннулирования, продления срока действия и иные процедуры. В частности, уполномоченному органу делегируется право отозвать разрешение только при выявлении опасного нарушения, неисполнения выданного предписания или привлечения обладателя к административной ответственности. Во всех остальных случаях проверяющим придется обращаться в суд. Подтверждается, что для получения разрешения чиновниками не могут истребоваться документы и материалы, имеющиеся в распоряжении иных ведомств. Все неустранимые противоречия и неясности нормативных правовых актов должны толковаться в пользу соискателя или обладателя разрешения (исключение касается только связанных с угрозой жизнью и здоровью человека случаев). 

Лицензия всея Руси

Законопроект устанавливает, что разрешения должны выдаваться только в форме лицензии, государственной аккредитации или аттестации, а также путем нормирования хозяйственной деятельности. Такие требования призваны исключить многообразие видов фактического лицензирования (как в сфере туризма, образования и прочего). Но не ясна судьба заграничных паспортов, виз и иных разрешений для иностранцев, водительских удостоверений и многих других документов. Формально вместо них гражданам будут выдаваться лицензии на право выезда за границу или въезда в Россию, управление автомобилем и так далее.

Реформа исключает произвольное расширение списка видов деятельности, на которые потребуется получать разрешения. Примерно раз в два года планируется проводить актуализацию перечня из 438 пунктов. Его расширение возможно только путем внесения поправок в федеральный закон, вступающих в силу не ранее чем через полгода после официального опубликования. Властям субъектов Федерации и муниципалам делегируется право принимать правовые акты, осуществлять выдачу разрешений и обеспечивать контроль исключительно по вопросам, прямо отнесенным к их компетенции. В частности, за местным самоуправлением, скорее всего, сохранится право выдавать разрешения (лицензии) на установку рекламных конструкций и некоторые другие виды деятельности.

По общим правилам разрешения не будут иметь региональных ограничений, то есть должны действовать на всей территории России. В ряде случаев могут определяться конкретные места – адреса осуществления соответствующих действий (например – размещения того же рекламного щита). В настоящее время по некоторым видам деятельности де-факто лицензирование вводится субъектами Федерации, что приводит к противоречиям и конфликтам. В частности, выданное в одном регионе разрешение на работу такси не действует в соседнем и наоборот. В результате, скажем, петербургские таксисты не вправе перевозить пассажиров в Ленинградскую область – пересечение «границы»  рассматривается как тяжкое административное правонарушение и может привести даже к конфискации автомобиля.

Кроме того, в закрепленном в законопроекте перечне разрешаемых видов деятельности нет многих, которые сегодня требуют получения тех или иных санкций. Например, исключается право региональных или местных властей регулировать автобусные перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам – работу так называемых «маршруток». Не допускается ограничение деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков, туристических агентств, распространение рекламы или фотографирование в метрополитене и так далее.

В полном объеме реформу планируется завершить к 2020 году. Хотя базовые гарантии прав и законных интересов граждан и организаций, а также исчерпывающий перечень разрешаемых видов деятельности будут действовать уже после принятия федерального закона, ряд иных норм – с 2019 года.

Мнения

 

Нина Боер, управляющий партнер адвокатского бюро «НБ»

В целом идея об унификации разрешительной деятельности хорошая. Эта инициатива направлена на систематизацию и упрощение отношений физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с государством. В свое время аналогичная работа была проведена в области лицензирования – все лицензируемые виды деятельности были объединены в одном законе. 

Колоссальное достижение – внесение уведомительной записи вместо выдачи бумажного документа. Тогда вместо водительских прав инспектор на дороге будет проверять запись в реестре. Если помечтать, то можно представить себе, как облегчится жизнь, когда у гражданина будет единственный документ, удостоверяющий личность, а все остальные данные будут в электронном реестре. 

Если говорить о реальности, не думаю, что на первом этапе сущность разрешительной деятельности изменится. Возможно, вместо удостоверения на право управления транспортным средством будет выдаваться аттестационное удостоверение. С заграничными паспортами ситуация существенно не изменится. Интересно, что форма современных заграничных паспортов – как документов, удостоверяющих личность за границей, была сформулирована Организацией международной гражданской авиации (IKAO), ей же были разработаны и требования к биометрическим машиночитаемым образцам. Впоследствии они распространились на документы, используемые при пересечении границы любым способом.

Надеюсь, что эта реформа не ограничится переименованием документов и не повлечет увеличение бумажных процедур вместо планируемого упрощения.