Рейтинг@Mail.ru
home

18.07.2017

Проверку профессиональных водителей доверят независимым экспертам

18.07.2017. АПИ — Для предупреждения аварий профессиональных водителей могут обязать проходить дополнительное обучение и независимую оценку квалификации. С такой инициативой выступило Министерство транспорта России.

В настоящее время управлять автобусами, такси, грузовиками и иными транспортными средствами вправе обладатели водительских удостоверений соответствующей категории, прошедшие медицинский осмотр и имеющие необходимый стаж. Уровень подготовки и вождения оценивается сотрудниками ГИБДД только при получении будущими шоферами прав. Повышение квалификации не является обязательным.

В транспортном ведомстве полагают, что успешная сдача экзаменов подтверждает только наличие базовых навыков управления транспортным средством и знаний в области безопасности дорожного движения – никто не проверяет навыки, необходимые для осуществления водителем трудовой деятельности. Социальная ответственность водителей также остается на низком уровне. «По оценкам Ространснадзора, одной из основных причин аварийности на пассажирском автотранспорте является нарушение участниками Правил дорожного движения и транспортного законодательства с целью извлечения максимальной прибыли в ущерб безопасности перевозок пассажиров. Причины таких нарушений чаще всего связаны с низкой дисциплинированностью водительского состава, большим числом ошибок в управлении транспортным средством, а также сознательным пренебрежением Правилами дорожного движения в силу различных причин субъективного характера. Осуществляющий международные перевозки пассажиров и грузов водитель формирует положительный имидж российских перевозчиков, что является немаловажным фактором при формировании деловой репутации фирмы», – убеждены в ведомстве.

Чиновники считают важным заимствовать опыт Европы: согласно принятой еще в 2003 году специальной директиве, каждый желающий работать по найму водитель обязан получить сертификат профессиональной компетентности и особую отметку в удостоверении, а также пройти дополнительное профессиональное обучение в объеме 300 часов, в том числе в специализированном центре контраварийной подготовки. Шоферов, в частности, учат экономному расходу топлива, смягчению рывков при перевозке пассажиров, средствам укладки различных категорий товаров и другим особенностям.

Еще два года назад Россия подписала Хартию качества международных автомобильных грузовых перевозок, предусматривающую обязательную переподготовку водителей осуществляющих международные рейсы грузовиков не реже одного раза в пять лет. Соответствующее обучение в объеме не менее 35 часов водители должны проходить в имеющих специальную аккредитацию учебных центрах. Хартия вступит в силу уже с 2018 года, а к его концу всем таким водителям следует получить особую отметку в правах.

Для реализации таких мер в Министерстве транспорта России предлагают использовать систему независимой оценки квалификации, закон о которой действует с этого года (АПИ подробно писало о ней – Аттестация профессиональной зрелости). Новая система включает отраслевые советы и аккредитованные ими центры оценки квалификаций. На платной основе по инициативе работодателя или самого сотрудника центр проводит проверку соответствия знаний и навыков гражданина требованиям профессиональных стандартов. В подтверждение успешно сдавшему экзамен выдается свидетельство, а в федеральный реестр вносится соответствующая запись.

Согласно подготовленному транспортным ведомством законопроекту, без такого свидетельства работодатель не вправе допускать водителей к управлению транспортным средством (автобусом, грузовиком, такси и иными). Также обязательным условием является прохождение водителем специального дополнительного профессионального образования не ранее чем за пять лет до сдачи экзамена. В зависимости от стажа и уже имеющейся квалификации, для работающих водителей предусмотрены дифференцированные сроки вступления закона в силу – независимую оценку им придется пройти в течение от одного года до четырех.

В то же время сама по себе система независимой оценки квалификации предусматривает исключительно добровольное участие граждан и работодателей. Кроме того, на сегодняшний день не утвержден и даже официально не разработан профессиональный стандарт водителей, не созданы совет по независимой оценке квалификации в области транспорта и соответствующие центры.

По данным самих чиновников, новые требования затронут до 8 млн водителей, тогда как расходы на прохождение ими обучения и сдачу экзаменов не оцениваются.

По мнению члена координационного совета МООА «Свобода выбора» Александра Холодова, предложенные требования в целом логичны: «Но на практике, скорее всего, они приведут только к взиманию с водителей или перевозчиков платы за курсы и оценку квалификации. Если человек десять лет управляет автомобилем, обучение никак не отразится на его квалификации. Полагаю, что лучше заимствовать советский опыт управления персоналом автопредприятий – шоферам присваивали классы. От них зависели заработная плата водителя и престижность его деятельности (возможность работы на международных рейсах и так далее)», – полагает правозащитник.