Рейтинг@Mail.ru
home

26.07.2017

Верховный суд России: адвокаты вправе не раскрывать в запросе персональные данные клиентов

26.07.2017. АПИ — В запросах адвокаты могут не указывать фамилию клиента и не мотивировать необходимость получения информации. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действующее законодательство гарантирует абсолютную защиту адвокатской тайны – защитник не вправе раскрывать полученную от клиента информацию. В то же время утвержденная Министерством юстиции России форма адвокатского запроса предусматривает обязательное указание фамилии, имени и отчества частного или наименование юридического лица, в чьих интересах действует юрист, реквизитов соглашения, доверенности или ордера, процессуального статуса подзащитного и номера дела, а «при необходимости – обоснование получения запрашиваемых сведений».

Законность таких требований оспорили адвокаты Иван Павлов и Андрей Николаев. По их мнению, включение в запрос сведений о клиенте без согласия последнего приводит к нарушению адвокатской тайны, к которой относятся в том числе информация о доверителе и факт его обращения. «В ряде случаев наш клиент заинтересован в сохранении своего инкогнито и вправе рассчитывать на это, поскольку разглашение факта обращения доверителя за юридической помощью может нанести ему вред», – пояснил в суде Иван Павлов. В качестве примера он привел защиту анонимных свидетелей или потерпевших в рассматриваемых в закрытом режиме судебных делах (в том числе несовершеннолетних, жертв сексуального насилия и иных). Также истцы напомнили, что по общему правилу запрашивающие информацию у государственных и иных органов граждане не должны обосновывать необходимость ее получения.

Профессиональное сообщество пассивно отнеслось к инициативе своих членов: в официальном отзыве Федеральная палата адвокатов указала, что спорные требования о раскрытии информации о клиенте в запросе «критичными для адвокатской деятельности не являются и не нарушают прав адвоката». Кроме того, желающим сохранить фамилию клиента в тайне защитникам Палата предложила использовать при оформлении запроса псевдоним.

В Министерстве юстиции России также не усмотрели нарушений. Заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Роман Рябый утверждал, что отсутствие в запросе сведений о доверителе «генерирует риски злоупотребления адвокатами предоставленным им правом» – истребование не связанной с представлением интересов конкретного клиента информации. «Факт обращения доверителя к адвокату не может рассматриваться в качестве адвокатской тайны, в случае если сообщение таких сведений третьим лицам необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи и подтверждения полномочий адвоката на представление интересов конкретного доверителя», – констатировали в ведомстве.

Проанализировав доводы сторон, Верховный суд пришел к выводу, что фамилия, имя и отчество физического лица являются охраняемыми законом персональными данными и, направляя запрос третьим лицам, адвокат не вправе передавать такую информацию. Поэтому требования об указании персональных данных в адвокатском запросе не соответствуют федеральному закону. Недействительной служители Фемиды сочли и норму о необходимости мотивировать цель получения информации: «Данное положение вызывает неоднозначное толкование и трудности в его применении, поскольку не позволяет ясно определить, кем устанавливается необходимость такого обоснования, что свидетельствует о правовой неопределенности», – отмечается в опубликованном 24 июля решении.

В то же время суд не признал адвокатской тайной реквизиты соглашения, ордера или доверенности. Не относится к персональным данным и наименование корпоративных клиентов.