Рейтинг@Mail.ru
home

10.08.2017

Политические акции сочли несовместимыми с футболом

10.08.2017. АПИ — Специальные требования к организации публичных мероприятий в период проведения так называемого мундиаля (Кубка конфедераций по футболу FIFA 2017 года и запланированного на следующий год чемпионата) не нарушают права граждан. К такому выводу пришел Верховный Суд России.

Особые меры безопасности были введены Указом Президента России в 11 субъектах Федерации с 1 июня по 12 июля (АПИ подробно писало о них – Города переводят на осадное положение). В частности, региональным властям делегировалось практически неограниченное право определять места проведения митингов и собраний, маршруты движения демонстраций и шествий, численность их участников и время проведения.

В Москве единственный матч Кубка FIFA прошел 21 июня на стадионе «Открытая арена» («Спартак») в районе Тушино. Но, руководствуясь введенными главой государства особыми мерами безопасности, столичная мэрия отказала юристу Фонда по борьбе с коррупцией Александру Помазуеву в согласовании запланированного на 1 июня шествия по Тверской улице и митинга у здания Государственной думы. В поданном в Верховный Суд России иске правозащитник просил признать незаконной норму Указа Президента России, поскольку она вводит разрешительный порядок проведения публичных мероприятий и дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством ограничения. Тогда как Конституция России гарантирует всем гражданам «право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Но служители Фемиды не усмотрели указанных истцом противоречий. Ведь полномочия главы государства вводить усиленные меры безопасности в период проведения футбольного чемпионата, включающие в том числе ограничение проведения не связанных со спортивными соревнованиями публичных мероприятий, закреплены в специальном федеральном законе. Однако эти меры не отменяют общего порядка – обязанности организаторов акций уведомлять органы власти о планируемом мероприятии. При этом, если чиновники считают невозможным его проведение в выбранном заявителем месте, они должны предложить альтернативные площадки. Равно как с целью обеспечения безопасности допускается ограничение численности участников акций и времени их проведения. «Каких-либо запретов, ограничений или дополнительных условий на проведение публичных мероприятий оспариваемой нормой не установлено», – заключил Верховный Суд России.

Напомним, что еще в 2013 году Конституционный Суд России пришел к выводу, что гарантированное основным законом право на проведение публичных акций может быть ограничено федеральным законом, так как «в силу своей природы такие мероприятия могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц», в том числе в них непосредственно не участвующих. В свою очередь, в феврале этого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) указал на несоответствие российского законодательства требованиям Европейской конвенции.