Рейтинг@Mail.ru
home

07.09.2017

Верховный суд России: фальшивые жалобы потребителя не освобождают от ответственности

07.09.2017. АПИ — Проведенная на основании подложной жалобы потерпевших проверка является законной. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Прецедентное дело было рассмотрено в отношении омского индивидуального предпринимателя Игоря Левченко, оказывающего услуги по диагностике неисправностей автомобилей. Поводом для проверки его деятельности Росстандартом стала жалоба, подписанная неким Александром Павловым. Ревизия подтвердила использование не прошедших надлежащую поверку измерительных приборов, за нарушение обязательных метрологических требований бизнесмен был привлечен к административной ответственности.

При рассмотрении дела в суде в качестве свидетеля вызвали подателя жалобы. Но вместо Александра Павлова в заседание явился гражданин Алексей Боярников. Он признался, что пользовался услугами Игоря Левченко, который отказался предоставлять свидетельство о поверке приборов, поэтому потребитель обратился в надзорный орган. Боясь мести со стороны предпринимателя, гражданин подписался вымышленным именем. 

Служители Фемиды пришли к выводу, что поскольку в обращении были указаны фамилия, имя, отчество и адрес, оно не могло квалифицироваться в качестве анонимного и надзорный орган не вправе был оставлять обращение без внимания. «Изложенные в жалобе сведения соответствовали действительности, в жалобе была указана контактная информация, позволившая органу разыскать автора жалобы и обеспечить его явку в суд для допроса в качестве свидетеля. Материалами дела подтверждается и не оспаривается, что предпринимателем были допущены к применению средства измерения, не прошедшие поверку», – отмечается в решении Арбитражного суда Омской области.

Вышестоящие инстанции поддержали эти выводы. Верховный суд России также подтвердил, что спорная проверка проводилась по факту нарушения прав потребителя и по обращению гражданина, права которого нарушены.

Напомним, что вступившие в силу с этого поправки ограждают добросовестных участников рынка от необоснованных проверок, которые нередко проводились на основании обращений вымышленных потерпевших. Теперь же надзорные органы вправе назначать инспекцию, только если жалоба удостоверена собственноручной или электронной подписью. В случае появления обоснованных сомнений в авторстве обращения чиновникам надлежит принять разумные меры к его установлению. Начатая же на основании анонимной или заведомо ложной петиции проверка должна прекращаться, а к автору «доноса» может предъявляться иск о возмещении убытков. Кроме того, до подачи жалобы в Роспотребнадзор гражданин обязан попытаться урегулировать спор путем переговоров – обратиться к продавцу или исполнителю с предложением устранить нарушение (АПИ подробно писало о таком механизме – Бизнес защитят от анонимок).

По утверждению главы Роспотребнадзора Анны Поповой, такое изменение законодательства не снизило количества проверок: «Сложившаяся практика свидетельствует, что потребитель сначала идет туда, где он приобрел товар или была оказана услуга. И только потом жалуется, если его требования не были выполнены. Поэтому статистической реакции на новую норму не наблюдается – мы получаем столько же жалоб, как и раньше. И разъясняем об обязанности продавца или исполнителя полностью удовлетворить требования потребителя. Эта норма остается незыблемой», – пояснила АПИ Анна Попова.