Рейтинг@Mail.ru
home

05.10.2017

Турфирмам и агентствам разрешили продавать железнодорожные билеты с наценкой

05.10.17. АПИ — Агентства вправе взимать плату за сервисные услуги по оформлению железнодорожных билетов. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Деятельностью по продаже билетов на поезда ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя структура ОАО «РЖД») занималось читинское ООО «Авиаэкспресс». Железнодорожники предоставили доступ агентству к автоматизированной системе (АСУ) «Экспресс» и право оформлять проездные документы индивидуальным пассажирам в вагоны поездов дальнего следования внутри России, в страны СНГ и Прибалтики. Однако за каждый билет сверх установленного перевозчиком тарифа компания взимала сбор в размере 300 рублей. Информация о комиссии доводилась до каждого потенциального пассажира.

В Роспотребнадзоре расценили такие действия как обман покупателя. Ведь утвержденные уполномоченным органом тарифы на перевозку пассажиров не предусматривают взимание платы за оформление или реализацию проездного документа. По факту нарушения прав потребителей на ООО «Авиаэкспресс» был наложен административный штраф в размере 20 тысяч рублей. Арбитражный суд Забайкальского края поддержал выводы надзорного органа, придя к выводу, что коммерческое агентство незаконно осуществляло «возмездную деятельность по оформлению договоров перевозки на железнодорожном транспорте, в то время как в соответствии с законодательством оказание такой услуги осуществляется бесплатно, так как не имеет потребительской ценности». 

Тем временем апелляционная коллегия не усмотрела обмана покупателя, так как компания надлежащим образом извещала каждого клиента о стоимости спорной услуги, которая оплачивалась по отдельной квитанции. Служители Фемиды констатировали, что будущий пассажир имел право выбора, в том числе мог приобрести билет непосредственно у перевозчика: «Потребитель, обращаясь к тому или иному продавцу, руководствуется в том числе комфортностью получения данной услуги, удаленностью нахождения продавца билетов от потребителя, наличием очереди, наличием дополнительных услуг, удобным графиком расписания работы и тому подобное. Данные услуги не имеют материального выражения, но имеют нематериальную составляющую и в связи с этим определенную стоимость. На ее уплату потребитель соглашается в случае, если его удовлетворяют указанные критерии. Административный орган не установил, что потребитель, приобретая проездные документы, не получил названных благ», – констатировал суд, отменяя наложенный на ООО «Авиаэкспресс» штраф.

В надзорной жалобе Роспотребнадзор не смог опровергнуть факт предоставления пассажиру дополнительной услуги, оплаченной им в добровольном порядке. Поэтому Верховный суд России подтвердил законность и обоснованность принятого в пользу агентства решения.

Отметим, что в течение многих лет ОАО «РЖД» взимало специальную плату за продажу бумажного билета в кассе. Такая политика проводилась в том числе в целях стимулировать пассажиров заказывать электронные проездные документы через интернет-сайт. В настоящее время цена билета в кассе не отличается от электронного.

Справка

В 2016 году ОАО «Федеральная пассажирская компания» перевезла почти 94 млн пассажиров, две трети – плацкартными и общими вагонами по регулируемым Федеральной антимонопольной службой тарифам. Более 40 процентов билетов продано через сайт, 13,5 процентов – через агентства и иные сторонние организации.