Рейтинг@Mail.ru
home

16.10.2017

Осужденным могут запрещать свободное творчество

16.10.2017. АПИ — Осужденные за экстремистские призывы могут лишаться права заниматься публицистической деятельностью. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

Житель Уфы Айрат Дильмухаметов был уличен в распространении в сети Интернет двух статей, побуждающих к построению вооруженным путем независимой от России республики башкир. Проведенная экспертиза квалифицировала публикации как экстремистские материалы. Признав их автора виновным, суд приговорил его к лишению свободы на срок три года с лишением права в течение еще двух лет заниматься публицистической деятельностью.

Адвокат осужденного оспорил конституционность такого ограничения. Ведь основной закон России гарантирует всем право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободно выражать свое мнение. 

Однако Конституционный суд России напомнил не согласному с приговором, что реализация любых свобод, включая свободу мысли, слова и творчества, не должна нарушать прав других лиц, носить общественно опасный и противоправный характер. В этом случае виновные могут привлекаться к ответственности, цель которой – охрана публичных интересов. Причем необходимость борьбы с экстремизмом и терроризмом, в том числе путем ограничения распространения соответствующей информации, подтверждается многочисленными международными соглашениями. Специальная Конвенция Совета Европы также допускает принятие надлежащих мер в области образования, культуры, информации, масс-медиа и просвещения общественности в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий.

Также служители конституционной Фемиды пришли к выводу, что наказание в виде запрета заниматься определенной деятельностью «имеет еще и явно выраженную превентивную направленность, лишая осужденного перспективы злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления». «Таким образом, осужденный временно ограничивается в выборе конкретного рода деятельности, но не лишается возможности заниматься любой иной не запрещенной согласно приговору суда и законодательству деятельностью, в том числе и творческой», – заключил суд.

Отметим, что действующий Уголовный кодекс РФ не определяет исчерпывающего перечня видов деятельности, которые могут быть запрещены. Высшие инстанции в качестве примера приводят педагогическую, врачебную деятельность, управление транспортом, работу, связанную с работой с детьми, и так далее. Причем такое наказание может назначаться и при отсутствии связи деятельности с совершенным преступлением.

Неисполнение установленного приговором ограничения на деятельность как самим осужденным, так и иными лицами (например, опубликовавшим статью издательством, газетой, интернет-сайтом и так далее), рассматривается как самостоятельное преступление.

Справка

В 2016 году за преступления террористической и экстремистской направленности в России было осуждено 597 человек, треть – к реальному лишению свободы (в том числе двое к пожизненному). В качестве дополнительного наказания 13 человек лишены права занимать  определенные должности или заниматься определенной деятельностью.