Рейтинг@Mail.ru
home

16.11.2017

Кадровая госмонополия

​Частные компании и предприниматели обязаны использовать государственные базы поиска сотрудников, а также уведомлять чиновников о каждой вакансии и всех сокращениях персонала. Нарушение таких требований может привести к штрафам и создать конфликтную ситуацию.

16.11.17. АПИ — Действующее законодательство о занятости предусматривает информирование работодателем служб занятости о любом сокращении или расторжении трудового договора. Информация о свободных рабочих местах должна также размещаться в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» и предоставляться чиновникам в статистических целях.

Прозрачный персонал

Норма, обязывающая сообщать в госорганы обо всех вакансиях, действует уже больше двадцати лет. Однако тот же пункт предписывает работодателям уведомлять чиновников о рабочих местах для инвалидов и исполнении квоты на их трудоустройство. Поэтому большинство специалистов и кадровиков воспринимало сведения о вакансиях только применительно к соискателям с физическими недостатками. Например, профессор кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета Наталья Саликова считает требования от работодателей ежемесячно представлять информацию о потребности в рабочей силе и вакантных рабочих местах «незаконными и абсурдными». «Работодатель самостоятельно определяет штатную структуру, численность работников, потребность в кадрах, расстановку кадров, обладает правом заключения с работниками трудовых договоров, сам решает, как быстро следует вновь замещать освободившуюся должность. Полагаем, что работодатель только тогда сообщает информацию в Центр занятости, когда не может сам найти соответствующих специалистов», – убеждена эксперт.

Иного мнения придерживаются в Министерстве труда и социальной защиты РФ: «Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости в том числе информацию … в отношении всех имеющихся у них в наличии вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению», – констатирует директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Марина Маслова.

Определять порядок сбора таких сведений (так называемого мониторинга) делегируется субъектам Федерации. Например, столичным компаниям и индивидуальным предпринимателям предлагается зарегистрировать «Личный кабинет» на интерактивном портале Центра занятости населения. Для его активации необходимо обратиться в соответствующий офис, но после регистрации прямо на сайте можно будет заполнять специальные формы и отправлять отчеты.

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга для передачи информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях также предлагает использовать информационно-интерактивный ресурс, сообщения в котором принимаются с простой электронной подписью. Отчеты должны высылаться не позднее пятнадцатого числа каждого месяца. В Ленинградской области обязательную информацию требуют предоставить до 10-го числа – в бумажном виде через районные филиалы или почтой, либо по электронной почте в виде сканированного электронного документа.

Нулевые вакансии

По словам Марины Масловой, закон не предоставляет органам службы занятости полномочий по проверке полноты предоставляемой работодателями информации о наличии вакансий. Тогда как на практике компаниям нередко предъявляются претензии и применяются административные санкции за несообщение даже об одном свободном рабочем месте. Например, по результатам проведенной прокуратурой Армавира проверки на 3 тысячи рублей оштрафовали генерального директора ООО «Дары Кавказа» Юрия Гололобова – объявление о вакантных местах главного бухгалтера и финансового директора транслировалось на телеканале «Рен-ТВ Армавир», но соответствующие сведения в службу занятости не представлялись.

Уличенный в таком же правонарушении управляющий ЗАО «Сатурн-Самара» Алексей Землянов утверждал, что объявление в газету о найме кассира-операциониста было размещено с целью мониторинга заработной платы и количества желающих на данное место. В дальнейшем компания действительно планировала открытие нового магазина, но в отчетном периоде рабочие места не создавались. «Работодатель обязан в установленный законом срок предоставлять информацию в органы службы занятости населения о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда», – заключил суд, подтверждая законность наложенного административного штрафа.

По существу пустые отчеты по требованию Магаданского транспортного прокурора обязали предоставлять и ООО «Охотрыбком». Служители Фемиды пришли к выводу, что уведомление об отсутствии вакансий будет «способствовать эффективному анализу ситуации на рынке труда, поддержанию в актуальном состоянии информации о работодателе, его руководителе, местонахождении, продуктивному сотрудничеству и своевременному информированию работодателя о программах содействия занятости. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде», – отмечается в решении Магаданского областного суда. Такое же решение было принято в отношении ООО «Спецстройотряд» из Томской области и ряда других компаний.

Вину за непредставление ежемесячных отчетов в службу занятости акционерное общество «Телевизионная кабельная сеть «Нева» переложило на менеджера по персоналу Кузину. Сама сотрудница утверждала, что закон предусматривает сбор информации о вакансиях исключительно относительно квоты для инвалидов, но служители Фемиды указали на обязанность работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, установленную еще в 1996 году.

В то же время судебная практика остается пока неоднозначной. Так, кемеровские суды отклонили все иски прокурора Тяжинского района против ряда компаний и даже индивидуальных предпринимателей, не сдававших ответы о свободных рабочих местах из-за отсутствия таковых. «Доводы прокурора о том, что непредставление информации об отсутствии у ответчика вакантных рабочих мест (должностей) нарушает права неопределенного круга безработных лиц на защиту от безработицы и информирование о положении на рынке труда, несостоятельны, поскольку данная информация не может защитить граждан России от безработицы», – констатировали служители Фемиды.

Штраф в 3 тысячи рублей был наложен на самарское ООО «Региональные электрические сети», разместившее на частном сайте объявление о вакансии инженера-программиста. Мировой и районный суды пришли к выводу о нарушении компанией установленного порядка предоставления информации в службу занятости. Однако областной суд отменил эти решения, так как вакансия появилась уже после срока сдачи месячного отчета.

Портал федерального значения

Вместе с тем в Минтруда утверждают, что предоставляемые в рамках мониторинга сведения не могут использоваться службами занятости для подбора кандидатов. То есть компании и индивидуальные предприниматели, желающие использовать ресурсы государственных органов для поиска сотрудников на свободное рабочее место, должны отдельно обратиться в них с соответствующим запросом.

В 2015 году работодателей обязали размещать сведения о планируемом найме трудящихся на специальном интернет-портале – общероссийской базе вакансий «Работа в России». Для этого компании должны пройти специальную регистрацию или воспользоваться электронным ключом к Единому порталу государственных и муниципальных услуг. Публикация сведений осуществляется бесплатно. «Работодатель, зарегистрированный в системе и не разместивший информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий», – отмечается в утвержденном Правительством России регламенте.

При этом сами по себе такая публикация или направление запроса в трудовое ведомство не возлагают на компании обязанности принимать кандидатов и не предоставляют им никаких привилегий: «Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости», – подтверждает Марина Маслова.

ЧП районного масштаба

Также чиновникам должна предоставляться информация о любом сокращении или увольнении даже одного трудящегося. Подробный «рапорт» с указанием должности, профессии, специальности и условий оплаты труда каждого работника компании обязаны направить не позднее чем за два месяца, а индивидуальные предприниматели – за две недели до ожидаемой даты прекращения трудового договора.

Специальные меры предусмотрены для защиты рынка труда в случае массового сокращения штата или увольнения. Служба занятости должна быть уведомлена не менее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. При этом критерии массовости определяются отраслевыми и территориальными трехсторонними соглашениями профсоюзов, объединений работодателей и, соответственно, федеральных ведомств или региональных властей. Например, в Санкт-Петербурге массовым будет считаться сокращение в течение месяца более 20 человек или ликвидация организации даже с 15 сотрудниками. В Москве заблаговременно требуется предупреждать чиновников при закрытии любой компании, высвобождении за месяц четверти штата или 50 человек и так далее.

Более жесткие требования определены для организаций, осуществляющих деятельность в определенных сферах. Так, отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве массовым признается единовременное увольнение свыше 10 процентов сотрудников компании, на железнодорожном транспорте – 5 процентов штата конкретного подразделения в течение трех месяцев, для находящихся в ведении самого Минтруда федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений – сокращение 20 и более процентов численности в течение полугодия. Специальные соглашения, направленные на предупреждения безработицы, защищают сотрудников Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, работников иных ведомств и отраслей.

Справка

По последним данным Федеральной службы по труду и занятости, российскими работодателями заявлено о наличии почти 1,6 млн вакансий. 

В минувшем году за содействием в поиске подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения обратилось 4 млн человек, в среднем около 60 процентов из них трудоустроено. За год было нанято 9 млн новых сотрудников, уволено – 9,6 млн (28 процентов списочного состава), в том числе 357 тысяч по сокращению, 7 млн – по собственному желанию, 789 тысяч – по соглашению сторон.

По методологии Международной организации труда (МОТ) в России 3,8 млн безработных, но только 27 процентов из них стоит на учете в службе занятости.

Мнения

 

Кирилл Шендера, начальник отдела развития информационных систем и технологий Центра занятости населения Санкт-Петербурга:

С начала года службу занятости Санкт-Петербурга о наличии или отсутствии вакантных рабочих мест проинформировали 8,3 тысячи работодателя из 350 тысяч внесенных в реестр. Стоит отметить, что в основном это крупные и средние предприятия города, то есть основные держатели вакансий.

Петербургские организации активно пользуются услугами службы занятости, в том числе и возможностями портала r21.spb.ru. За 2016 год работодателями с целью подбора подходящих работников были предоставлены сведения о 127,8 тысячах вакантных мест. Это порядка трети всех вакансий, открытых за год в городе по экспертным оценкам. Все вакансии, которые публикуются на нашем портале, размещаются и в общероссийской базе «Работа в России».

Игорь Посикера, юрист корпоративной практики юридической фирмы Eterna Law

Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости населения. Поэтому предприятия, где есть открытые вакансии, обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест. 

За непредоставление информации на должностных лиц может налагаться штраф от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц – от трех до пяти тысяч рублей.

Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу рекрутингового портала HeadHunter

Сегодня работодатели сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров по ряду профессий. Факторов, влияющих на ситуацию, много: низкая безработица, последствия демографического спада, уменьшение трудоспособного населения. В условиях нехватки специалистов компании активно используют широкий спектр каналов поиска потенциальных кандидатов: рекрутинговые сайты, соцсети, профсообщества, контекстную рекламу, центры занятости и другие.

Вторая причина использовать разные каналы поиска – бизнесу важна скорость закрытия вакансии, расширение воронки рекрутинга. Кроме того, рынок труда неоднороден, кандидаты ищут работу по-разному: алгоритмы поиска, например, программистов или сотрудников в рестораны быстрого питания будут отличаться.