Рейтинг@Mail.ru
home

07.12.2017

РЖД освободили от ответственности за шум в старых домах

07.12.2017. АПИ — Железнодорожники не обязаны проводить шумозащитные мероприятия в отношении действующих объектов. К такому выводу 29 ноября пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В Роспотребнадзор пожаловались жители нескольких домов по улице Александра Товпеко в поселке Понтонное, проходящей почти вплотную к пригородной ветке Октябрьской железной дороги. Проведенные экспертами замеры показали существенное превышение допустимого гигиеническими нормативами уровня шума в жилых помещениях при прохождении поездов. Поэтому владельцу магистрали – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), было выдано предписание разработать и выполнить направленные на снижение негативного шумового воздействия мероприятия.

Требования санитарного ведомства железнодорожники оспорили в арбитражном суде. По их мнению, причина превышения уровня шума связана с близким расположением дома к магистрали. Тогда как действующие градостроительные правила предусматривают обязательное отделение жилой застройки от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 метров. Аналогичные требования были установлены принятой еще в 1962 году инструкцией Министерства путей сообщения СССР, строительными нормами 1966, 1989 и 1997 годов. Тогда как дом, в котором проводились замеры, находится всего в 31 метре от путей: «При соблюдении строительных норм и правил и строительстве дома на нормативно установленном расстоянии уровень звука на селитебной территории при прохождении поездов был бы ниже и в пределах установленного норматива», – заявили представители РЖД.

Суд согласился с такими доводами. Служители Фемиды пришли к выводу, что санитарные правила, на которые ссылался Роспотребнадзор, распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Тогда как сама железнодорожная линия в поселке Понтонный эксплуатируется с 1905 года и в последнее время не реконструировалась. Жилые дома были построены с 1952 по 1963 годы. «В законодательстве отсутствует обязанность об установке санитарно-защитной зоны и проведения шумозащитных мероприятий для действовавших на дату ввода указанных правил промышленных объектов», – констатировал арбитражный суд, признавая недействительным выданное РЖД предписание.

Отметим, что это далеко не первый спор о нарушении железнодорожниками и владельцами автодорог прав жителей близлежащих домов на тишину. В ряде случаев претензии признавались обоснованными, в иных санитарному ведомству не удавалось доказать, что источником вредных факторов являются именно проходящие поезда или автомобили. 

Вместе с тем еще в июле прошлого года Верховный суд России пришел к выводу, что квартиры, факторы среды обитания в которых, в том числе шум и вибрация, не отвечают санитарно-эпидемическим требованиям и гигиеническим нормативам, должны признаваться непригодными для проживания и расселяться (АПИ подробно писало о таком решении – Верховный суд России: шумные дома могут расселяться и сноситься).