Рейтинг@Mail.ru
home

27.12.2017

Вкладчиков проверят по лицу и голосу

27.12.17. АПИ — Уже через полгода в России должна заработать система дистанционной идентификации клиентов банков по биометрическим данным. Такой закон вчера одобрил Совет Федерации.

В настоящее время для заключения практически любой сделки банки и иные финансовые учреждения обязаны провести идентификацию клиента – проверить его личность по паспорту, зафиксировать волеизъявление и совершить иные процедуры. Они требуют присутствия гражданина в офисе или иного личного взаимодействия с ним. 

Новый закон предусматривает создание своего рода «паспортов вкладчика». С согласия гражданина уполномоченный банк зафиксирует его биометрические данные – изображение лица и голос, и направит их в специальную базу данных. В дальнейшем для заключения нового договора с другим банком – открытия счета или вклада, получения кредита или иной операции, клиенту достаточно будет дистанционно подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета или компьютера, на которых установлены камера и микрофон. Обязательным условием является использование на гаджетах специальных криптографических (шифровальных) программных средств. Эти приложения, как и все услуги по созданию «паспорта» и его использованию, должны предоставляться бесплатно.

Банк России обещает осуществлять контроль за выполнением кредитными организациями организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при использовании единой биометрической системы. «Внедрение такого механизма позволит повысить доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также будет способствовать развитию конкуренции и снижению издержек на финансовом рынке. Реализация этого проекта – одна из ключевых задач для перевода финансовых услуг в цифровую среду, развития эффективных и безопасных решений в этой области», – убеждена первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова. 

На внедрение новых технологий, формирование инфраструктуры и тестирование отводится полгода. «Созданный механизм удаленной идентификации является универсальным и в дальнейшем может быть распространен на другие сферы финансового рынка, в частности, страхование, микрофинансирование, а также на сферу государственных и иных услуг», – отмечают в Банке России.

Вместе с тем конкретные процедуры фиксации биометрических данных и их обработки пока не определены – их делегируется утвердить Правительству России, отдельным ведомствам и самому Банку России. Кроме того, сведения из единой биометрической системы могут выдаваться Федеральной службе безопасности. Спорной остается и надежность используемых технологий, так как точность идентификации, скажем, по голосу пока не превышает 97 процентов (АПИ подробно писало о новом проекте – Финансовый голос, глаз и отпечатки пальцев).

Напомним, что многие российские кредитные организации уже используют системы подтверждения личности клиентов по биометрическим данным. Например, ПАО «Сбербанк России» по отпечаткам пальцев детей списывает деньги за завтраки в школьных столовых. «Почта банк» идентифицирует клиентов путем распознавания лиц – система сличает фото вне зависимости от поворота головы, макияжа, уровня освещения или разрешения камеры. По уверению представителей кредитной организации, только за год благодаря такой технологии удалось предотвратить совершение потенциально мошеннических сделок на 1,5 млрд рублей. «Было предотвращено 4,5 тысячи нарушений, связанных с некорректным использованием фотографии клиента. Кроме того, система распознала более 9 тысяч мошеннических кредитных заявок, в том числе попытки оформления заявок по утерянным или украденным паспортам», – заявил советник президента «Почта Банка» Павел Гурин.