Рейтинг@Mail.ru
home

28.12.2017

Ответственность перевозчиков презюмировали

28.12.17. АПИ — Перевозчик отвечает за принятый груз независимо от наличия или отсутствия вины. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Исследуя практику разрешения вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции споров, высшая инстанция указала, что профессиональный перевозчик несет ответственность даже за случайное причинение вреда. Он может быть освобожден от компенсации связанного с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза убытка только при реально форс-мажорных обстоятельствах, которые «являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми». 

В качестве примера Верховный суд России приводит случай повреждения груза в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого было признано третье лицо – нарушивший скоростной режим и выехавший на встречную полосу водитель. «В рассматриваемой ситуации перевозчик являлся коммерческой организацией, осуществлявшей на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность. Как профессиональный перевозчик он не мог не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Следовательно, указанное обстоятельство не является непредвидимым, и перевозчик несет риск убытков, связанных с его наступлением», – заключил арбитражный суд, удовлетворяя иск грузоотправителя.

К схожему выводу служители Фемиды пришли и разрешая спор о взыскании стоимости сгоревшего груза. Было установлено, что у автомобиля лопнула покрышка, а экстренное торможение привело к возгоранию. Поскольку причина происшествия связана с эксплуатацией транспортного средства, суд возложил на автопредприятие риск возникновения и соответствующих убытков. 

Равно как перевозчик обязан возместить ущерб в случае кражи вверенного ему груза: «Поскольку груз вверяется в сферу контроля перевозчика, на нем лежит риск утраты груза вследствие неправомерных действий третьих лиц», – отмечается в постановлении высшей инстанции.

Справка

Ежемесячно арбитражные суды рассматривают примерно 2,5 тысячи хозяйственных споров в сфере транспортной деятельности. Три четверти исков удовлетворяются, средняя сумма взыскания достигает 690 тысяч рублей.