11.01.2018
11.01.2018. АПИ — Агентства по трудоустройству граждан за границей обязали соблюдать международные стандарты, гарантирующие работу моряков. Постановление об этом, подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым, вступит в силу 12 января.
Конвенция о труде в морском судоходстве, принятая Международной организацией труда (МОТ) в 2006 году и ратифицированная нашей страной в 2012 году, предусматривает специальные требования к порядку заключения договоров и деятельности кадровых служб, направляющих соотечественников работать на плавающие под иностранным флагом суда. Тогда как при принятии правил лицензирования российских агентств по трудоустройству учитывались нормы уже устаревшей и денонсированной Конвенции МОТ более чем двадцатилетней давности.
Внесенные поправки обязывают отечественные кадровые бюро соблюдать прогрессивные требования, направленные на защиту прав работающих за границей моряков. В частности, на них не могут возлагаться никакие связанные с трудоустройством или получением рабочего места комиссионные сборы и иные прямые или косвенные издержки, кроме расходов на получение удостоверения личности (паспорта моряка), мореходной книжки и прохождение медицинского осмотра. Агентство обязано разъяснить гражданину его права и обязанности, предоставить экземпляр трудового контракта, вести реестр отправленных сотрудников и предоставлять доступ к нему лицензирующего органа (в настоящее время – Министерства внутренних дел РФ).
Одновременно на кадровое бюро фактически возлагается ответственность за надежность самого работодателя – иностранной компании-судовладельца. Российская компания обязана удостовериться, что зарубежный партнер-заказчик «обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту». В случае неисполнения работодателем обязательств по трудовому контракту агентство должно компенсировать морякам причиненный ущерб. Для предупреждения непредвиденных расходов службам трудоустройства предлагается страховать такие риски. «Способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливаются по согласованию с судовладельцем, на суда которого осуществляется трудоустройство моряков», – отмечается в документе.
В самом МВД России убеждены, что принятие новых требований «будет способствовать совершенствованию правового регулирования в сфере лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан России за пределами ее территории».
Отметим, что многие судовладельцы используют так называемый «удобный флаг» – регистрируют судно в стране, предоставляющей наиболее либеральные условия и позволяющей экономить на портовых сборах. Политику «морских оффшоров» проводят Панама, Либерия, Мальта, Багамские острова и другие. Так, круизные лайнеры итальянской компании «MSC Cruises» плавают под панамским флагом, суда ПАО «Новороссийское морское пароходство» – под либерийским, уходящие из Санкт-Петербурга паромы считались мальтийскими и так далее. При этом взаимоотношения с экипажем регулируются не законодательством страны их гражданства (в том числе Трудовым кодексом РФ), а правовыми актами государства приписки судна.
Для предупреждения нарушений прав моряков Конвенция МОТ устанавливает базовые гарантии, в том числе ограничивает труд подростков, продолжительность работы, регулирует вопросы медицинского освидетельствования, заключения трудового договора, оплаты труда, проживания на судне, предоставления отпуска, репатриации (возвращения на родину) и многие другие. Правда, определение минимального размера оплаты труда остается на усмотрение национальных властей и судовладельцев.
По данным МВД России, только за первую половину 2017 года для работы за границу (через агентства и самостоятельно) выехало 28,7 тысячи россиян. Больше всего было трудоустроено в Либерии (4,4 тысячи), на Мальте, Кипре и Маршаловых островах, а также в Панаме, островах Антигуа и Барбуда, Багамах, Сент-Винсент и Гренадины, Барабадосе и других.