Рейтинг@Mail.ru
home

06.02.2018

Почтовикам разрешили собирать паспортные данные

06.02.2018. АПИ — Для получения любой регистрируемой почтовой корреспонденции, в том числе заказных писем, адресат должен указать свои паспортные данные. К такому выводу пришел Арбитражный суд Москвы.

Действующие правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (заказных и ценных писем, бандеролей и посылок), утвержденные национальным оператором – ФГУП «Почта России», обязывают получателей такой корреспонденции заполнять специальное извещение – форму № 22. В частности, на обороте необходимо указать вид, серию, номер, дату и место выдачи предъявленного документа, удостоверяющего личность адресата. Принимая письмо, бандероль или посылку, гражданин расписывается под согласием на обработку его персональных данных.

Против такого порядка выступил Роскомнадзор. Согласно опубликованным на сайте ведомства разъяснениям, «требования сотрудников ФГУП «Почта России» заполнить оборотную сторону извещения формы № 22 для заказных писем противоречат действующему законодательству», – утверждали представители надзорного органа, предлагая всем потерпевшим подавать жалобы (АПИ писало об этом – Персональные данные получателей заказных писем и должников по услугам ЖКХ защитили).

Советам чиновников последовал петербуржец Андрей Жадан – он не стал указывать реквизиты паспорта в извещении на получение поступившего из Гонконга мелкого пакета. Руководствуясь ведомственными правилами, сотрудники отделения связи отказались выдавать отправление адресату. Расценив требования указать персональные данные как незаконные, гражданин подал жалобу в Роскомнадзор. Чиновники службы квалифицировали действия ФГУП «Почта России» как нарушение лицензионных условий и обратились в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.

Проанализировав ситуацию, служители Фемиды пришли к выводу, что действующими нормативными актами порядок вручения почтовых отправлений детально не регламентирован, а потому подлежат применению правила, установленные самим оператором. Они обязывают работника отделения почтовой связи при выдаче в том числе заказной корреспонденции проверять предъявленный документ, удостоверяющий личность, и сличать его данные и подпись с указанными на извещении. «Требование о заполнении именно адресатом бланка формы № 22 при выдаче регистрируемых почтовых отправлений, по мнению суда, не противоречит нормам права. В связи с чем невручение отправления по предъявлении документа, удостоверяющего личность, но при отказе адресата от заполнения с указанием реквизитов документа и подписания бланка извещения, не является нарушением и не может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований», – констатировал арбитражный суд.

Отметим, что само ФГУП «Почта России» изначально отказалось выполнять спорные требования Роскомнадзора: «Информация, внесенная в извещение по форме № 22, позволяет идентифицировать лицо, фактически получившее почтовое отправление, и лицо, указанное в качестве адресата, в случае предъявления претензий к оператору (в том числе надзорными, судебными, правоохранительными и другими органами) относительно вручения почтового отправления ненадлежащему лицу. Данные факты также служат доказательствами в суде и используются правоохранительными органами при оперативно-розыскной деятельности», – пояснили в пресс-службе оператора. 

Вместе с тем у москвичей со вчерашнего дня появилась возможность получать заказную корреспонденцию, используя простую электронную подпись. Ею признается SMS-сообщение с кодом, которое будет высылаться на мобильный телефон адресата при поступлении на его имя заказного письма или посылки. Такую «подписку» можно оформить бесплатно, один раз заполнив специальную регистрационную форму (в том числе указав паспортные данные). В дальнейшем клиенту не придется больше заполнять бумажные извещения. 

По данным предприятия, сервис уже доступен во всех почтовых отделениях Москвы, а во II квартале планируется масштабировать его на другие регионы России. «Современные технологии позволяют максимально упростить процесс выдачи отправления и избежать заполнения бумаг. Уверены, что нововведение особенно понравится активным пользователям интернет-магазинов», – отметил заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» по посылочному бизнесу Сергей Малышев.