Рейтинг@Mail.ru
home

09.02.2018

Отели «озвездят»

Все российские гостиницы, хостелы и иные так называемые средства размещения обязали получить категорию – «звезды». Федеральный закон о такой классификации вступит в силу через полтора года. С уклонившихся могут взыскать часть дохода.

09.02.18. АПИ — Кроме гостиниц, оформить свидетельства должны будут пляжи и горнолыжные трассы. Сами критерии присвоения «звезд» пока не определены. Право проводить аттестацию делегируют специальным частным компаниям, услуги которых придется оплачивать владельцам классифицируемых объектов туристической инфраструктуры. Новые меры, по мнению экспертов и чиновников, позволят туристам и иным постояльцам объективно оценить уровень гостиниц.

Три года на размышления

Согласно закону, до 1 июля 2019 года пройти аттестацию обязаны средства размещения, имеющие более 50 номеров. Отелям с номерным фондом от 16 комнат дополнительно выделят еще полгода. К 2021 году «звездные» свидетельства должны иметь все гостиницы.

Новые требования не затронут дома престарелых и иные объекты социального обслуживания, спортивные базы, лагеря отдыха детей, общежития, кемпинги, а также монастыри и места для размещения паломников. Тогда как обязанности хостелов, туристических баз и ряда иных объектов пока остаются под вопросом. Федеральный закон предусматривает, что виды гостиниц, которые должны будут получить категорию, определит Правительство России. По уверению разработчиков системы – чиновников Министерства культуры РФ, в такой список войдут дома отдыха, пансионаты, апарт-отели и ряд иных объектов.

С другой стороны, получив свидетельство, размещенный в частной квартире хостел может де-факто легализовать свою деятельность. Опрошенные владельцы таких средств размещения надеются, что наличие отдельного входа не будет являться обязательным требованием к отелю. В настоящее время судебная практика по этому вопросу остается противоречивой (АПИ подробно писало о проблеме – Хостелы выгоняют из домов). 

Не обязаны будут получать «звезды» также санатории, имеющие лицензию на предоставление медицинских услуг. Проект другого закона предусматривает проведение в отношении таких мест размещения специальной классификации, но уже Министерством здравоохранения РФ: «Таким образом, искусственно менять свой статус гостиницам на объекты санаторно-курортного лечения будет невыгодно, поскольку тогда они будут вынуждены получить соответствующую лицензию и пройти оценку соответствия в порядке, установленном Минздравом», – убеждены разработчики принятого федерального закона.

Работающие без обязательного свидетельства или завышающие присвоенную категорию отели могут привлекаться к административной ответственности в виде оборотного штрафа – от 2,5 до 4 процентов суммарной выручки за предшествующий год. Минимальный размер взыскания – 50 тысяч рублей. Такие же санкции должны применяться и к частным владельцам средств размещения, зарегистрированным в статусе индивидуальных предпринимателей.

Специальные меры вводятся для уполномоченных проводить аттестацию отелей организаций, уличенных в необоснованном присвоении категории или нарушении порядка оценки. Правда, ответственность за такие, возможно, намеренные действия ограничена штрафом в размере 50 тысяч рублей.

Жизнь по стандарту

Право определять порядок классификации гостиниц, в том числе требования к отелям той или иной «звездности», делегируется Правительству России. В настоящее время действует методика, утвержденная Министерством культуры РФ в 2014 году. Для получения категории гостиница должна обеспечить соответствующие удобства и сервисы, а также набрать определенное количество баллов. Так, абсолютно все отели обязаны иметь вывеску и аварийное освещение (как минимум аккумуляторные фонарики), круглосуточное горячее и холодное водоснабжение, телевизионный салон или телевизор в холле, сейф у администратора для хранения ценностей и место для хранения багажа, аптечку, бесплатный кулер в коридоре (если качество водопроводной воды не соответствует питьевой), телефоны во всех номерах для связи с ресепшен или кнопку вызова персонала, городской таксофон, утюг и гладильную доску. В жилых помещениях должна поддерживаться нормальная температура, требуется обеспечить ежедневную уборку номеров с заправкой постелей, смену белья раз в пять дней и полотенец каждые три дня, утреннюю побудку и вручение постояльцам корреспонденции. При отсутствии санузлов в номерах на каждые десять гостей требуется оборудовать два туалета («М» и «Ж» соответственно) и ванную или душевую на двадцать душ. «Площадь номера должна позволять гостю свободно, удобно и безопасно передвигаться и использовать все оборудование и мебель», – отмечается в правилах.

Претендующим на две «звезды» отелям придется установить городские телефоны во всех номерах, обеспечить заказ как минимум континентальных завтраков и одеть персонал в форму. «Трехзвездные» должны обустроить парковку и резервную систему горячего водоснабжения, службу приема и размещения с зоной для отдыха и ожидания (с диванами и журнальными столиками), установить автомат для чистки обуви (не обязательно бесплатный), ежедневно менять полотенца и каждые три дня постельное белье, оказывать услуги по химчистке и так далее. Предоставление доступа в Интернет (возможно, платного) в общественных зонах является обязательным для отелей категории четыре «звезды», во всех номерах – пяти. Постояльцы только таких гостиниц вправе рассчитывать на кондиционер (термостат для индивидуальной регулировки температуры). Определены требования к площади номеров, санузлов и иных помещений. 

Спортивный марафон

В настоящее время по общему правилу участие в классификации является добровольным. Но для большинства крупнейших городов сделано исключение. Так, еще в рамках подготовки к XXII Олимпийским играм все гостиницы Сочи должны были получить соответствующее свидетельство до 1 июля 2011 года. А специальный федеральный закон об организации в России мундиаля (Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций 2017) обязал до 1 июля 2015 года пройти классификацию отели в субъектах Федерации, в которых планируется проведение матчей, – Москвы и Санкт-Петербурга, Татарстана и Мордовии, Краснодарского края, Нижегородской, Калининградской, Волгоградской, Свердловской, Самарской и Ростовской областей. Потом срок введения новых требований отложили до 1 января 2017 года и распространили их только на гостиницы, расположенные в непосредственно связанных с футбольными мероприятиями городах и муниципальных округах.

Выданные по действующим правилам свидетельства будут действительны три года – проходить новую аттестацию в связи с принятием нового закона такие отели не обязаны.

Практика применения норм об обязательной классификации пока остается противоречивой. За предоставление гостиничных услуг без обязательного свидетельства на юридическое лицо в настоящее время может быть наложен административный штраф в сумме до 50 тысяч рублей, индивидуального предпринимателя – 10 тысяч. Хотя в ряде случаев надзорные органы пытались принудить отели к получению «звезд». Например, сочинского индивидуального предпринимателя Зою Чернецову, 13 комнат принадлежащего которой жилого дома сдавались внаем, обязали получить свидетельство о категории: «Обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения применяется исключительно на территории муниципального образования – города-курорта Сочи», – констатировал суд, удовлетворяя иск прокурора города.

С другой стороны, многие сочинские, московские, петербургские и отели в других «спортивных» городах попали под проверки сразу нескольких органов и санкции, которые вменяли порой несколько правонарушений. Например, Федеральная антимонопольная служба обвиняла самовольно присвоившие себе «звезды» гостиницы в нарушении законодательства о рекламе, Роспотребнадзор видел в таком же проступке введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества услуги. Административный штраф за каждое такое деяние мог составлять до полумиллиона рублей. То есть отельерам грозит по существу тройная ответственность.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России функционирует 20,7 тысячи коллективных средств размещения общей вместимостью почти 1,9 млн человек. В том числе 7,7 тысячи отелей и иных организаций на 772 тысячи мест работает в субъектах Федерации, включенных в программу проведения матчей FIFA. 

Средняя доходность гостиничной деятельности оценивается в 220 тысяч рублей с каждого номера, в Москве – почти 400 тысяч, в Краснодарском крае – 260 тысяч и так далее.

Мнения

 

Марина Смирнова, партнер, руководитель отдела «Гостиничный бизнес и туризм» консалтинговой компании Cushman&Wakefield

Исторически в России сертификация гостиниц и других средств размещения была введена в 1995 году. Предполагалась обязательная сертификация гостиниц на безопасность и добровольная – на «звездность». Она проводилась в соответствии с ГОСТом Р 50645-94, в основу которого легли требования к отелям, разработанные Всемирной туристской организацией (ВТО).

В 2003 году обязательная сертификация на безопасность стала добровольной. Тогда же был разработан новый порядок классификации «на качество». Он предусматривал введение балльной системы оценки отелей, что позволяло им компенсировать имеющиеся недостатки за счет каких-то дополнительных возможностей и получить более высокую категорию. Новую систему стали называть «классификацией», а старую – «сертификацией» гостиниц.

Требования по сертификации были менее гибкие. А с учетом того, что советское наследие не отличалось высоким уровнем качества строительства и услуг для проживающих, многие гостиницы не соответствовали требованиям ГОСТа и не могли рассчитывать на получение сертификата. В 2007 году насчитывались только 241 прошедшая классификацию гостиница и 662 – получивших сертификат по ГОСТу.

В то же время нельзя не отметить пользу от классификации, которая прописывает минимальные обязательные для отеля нормы Они призваны повысить качество обслуживания и обеспечить комфортное и безопасное пребывание клиенту в отеле. В этом отношении российские требования в целом не хуже, чем стандарты Франции или Германии.

Существуют также требования международных операторов к отелям, которые они берут в управление. Такие стандарты постоянно совершенствуются, а потому всегда «выше», чем национальные. В частности, они включают требования не только к площади и базовому оборудованию номера, но и к инженерному оснащению, шумоизоляции, огнестойкости, горючести материалов, уровню освещенности и так далее. В российском положении о классификации такие нормы отсутствуют (уровень шумоизоляции оговорен только для гостиниц уровня «пять звезд»).

Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии

Сверхзадача каждой системы классификации – установить единые правила игры для профессионалов отельного рынка и постояльцев, чтобы туристы, как российские, так и иностранные, четко понимали, на какой уровень обслуживания и перечень сервисов они могут рассчитывать. Логично, что процесс, который стартовал в принимающих футбольные матчи FIFA городах, теперь распространится на всю Россию. Те же иностранные туристы, в идеале, через несколько лет поймут, что в отелях уровня, скажем, «пять звезд» в менее туристских регионах они могут претендовать на тот же сервис, что и в Москве, Петербурге или Казани.

В новом законе есть ряд позитивных изменений, которые касаются самих механизмов классификации. Так, теперь аккредитация проводящих ее организаций будет проводиться уполномоченным федеральным органом власти (скорее всего, им станет Министерство культуры РФ вместе с региональными органами управления). Таким образом, можно ожидать улучшения контроля за работой аккредитованных организаций во избежание случаев, когда «звезды» присваиваются без надлежащей экспертизы. Прохождение классификации, бесспорно, стоит денег и зависит от количества номерного фонда и запрашиваемой «звездности». 

Современная система обязательной классификации разрабатывалась в том числе с учетом задачи привлечь и качественно обслужить гостей Чемпионата мира по футболу. Поэтому международный опыт такого рода систем рассматривался очень подробно, и планка бралась соответствующая. Практика показывает, в частности, что стандарты российской единой системы классификации часто превосходят внутренние стандарты международных отельных холдингов для тех или иных гостиничных цепочек разной звездности.