Рейтинг@Mail.ru
home

12.02.2018

Граждане мира

Не любой нежелающий быть россиянином вправе отказаться от гражданства. Тогда как незаконно получившие паспорт могут его лишиться и оказаться лицами без гражданства (апатридами). Большинство конфликтов возникает из-за неопределенности статуса лиц, оказавшихся 26 лет назад в разных уголках бывшего СССР.

12.02.2018. АПИ — Согласно Конституции России, гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Тем не менее закон допускает признание добровольного выхода и отмену решения о признании человека россиянином. Нередко надзорные органы аннулируют паспорта в административном порядке.

Не ходите, дети, в Африку гулять

Международное законодательство в этой сфере остается противоречивым. Всеобщая декларация прав человека признает гражданство правом, а не обязанностью человека. Специальная Европейская конвенция, признанная нашей страной и действующая с марта 2000 года, обязывает страны Совета Европы разрешать отказ от своего гражданства. Но при условии, что бывшие подданные не становятся апатридами. Еще несколько конвенций ООН также направлены на снижение количества лиц без гражданства, но Россия в них не участвует.

Одно из таких дел в конце декабря рассмотрел Верховный суд России. Иск подали супруги Юрий и Светлана Веселяшкины, которые в конце 90-х сами ходатайствовали о выходе из российского гражданства по политическим причинам. Президент России Владимир Путин удовлетворил их просьбу и подписал отдельный указ. Однако западные страны не пожелали приглашать этих «диссидентов». По некоторым данным, принять их согласились только Лесото и Зимбабве. Попытка оспорить указ главы государства оказалась безуспешной из-за значительного пропуска срока исковой давности: «Административным истцам было известно об удовлетворении их ходатайства о выходе из гражданства, и они определяли свое правовое положение как лиц без гражданства с 2001 года», – заключил Верховный суд России, отклоняя требование апатридов.

Действующий с 2002 года федеральный закон должен исключить такие споры – отказаться от подданства можно, только получив гражданство другой страны или представив чиновникам миграционного ведомства (в настоящее время – органа МВД РФ) гарантии его приобретения. Такая политика, направленная на исполнение требований Европейской конвенции, привела к многочисленным искам уже желающих покинуть страну. Так, москвич Стадник объяснил желание отказаться от российского гражданства религиозными убеждениями, но его ходатайство было отклонено. «Конституцией РФ гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке», – заключил Московский городской суд, подтверждая законность принятого чиновниками решения. Аналогичное решение по иску гражданина Хайдриха приняли Кемеровский краевой суд и многие другие.

Не усмотрел противоречий в этом вопросе и Конституционный суд России: «Запрет на выход из гражданства Российской Федерации с целью приобретения статуса лица без гражданства согласуется с международной практикой, в частности, с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 года, которая закрепила в качестве одного из принципов, на которых должны основываться регулирующие гражданство правовые нормы каждого государства-участника, стремление избегать безгражданства», – констатировали служители конституционной Фемиды.

Честным быть выгодно

Принудительно статуса россиянина могут лишиться бывшие иностранцы, получившие гражданство за последние четверть века. По закону такое решение может быть отменено в случае представления ложных сведений или фальшивых документов. Эти факты должны подтверждаться в судебном порядке. 

Такая норма заимствована из Европейской конвенции, допускающей утрату гражданства, приобретенного «вследствие обмана, ложной информации или сокрытия относящегося к делу факта, касающегося заявителя». Причем документ Совета Европы не гарантирует такому лицу даже права обжаловать принятое против него решение в суде. Подтверждая легитимность отечественного закона, Конституционный суд России подчеркнул, что вменяемые ложные сведения должны свидетельствовать об отсутствии «законных оснований для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Россией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Большинство выявляемых правоохранительными органами нарушений связано с представлением ложной информации о составе семьи. Например, гражданин Киргизии Максуд Ибрагимов в 2007 году получил российское гражданство, указав в заявлении о наличии супруги – 37-летней гражданки России Ирины Бронниковой. Только спустя семь лет миграционная служба выяснила, что на родине у заявителя остались трое детей и «гражданская» жена (брак был зарегистрирован по мусульманским обычаям). Более того, мать и отчим российской супруги подтвердили в суде, что брак был формальным, без намерения создать семью. «Наличие умысла у Ибрагимова М.М. на сообщение заведомо ложных сведений о своем семейном положении и близких родственниках вытекает из его действий по оформлению заявления и предоставления его на рассмотрение», – констатировал суд.

«Двоеженство» стало причиной для прекращения гражданства уроженца Азербайджана Камылова. Факт представления подложных документов выявился после попытки настоящей супруги «ньюроссиянина» в упрощенном порядке также получить гражданство.

Аналогичное решение было принято в отношении Ходжиева, который «забыл» указать в анкете жену и двух детей. При этом Приморский краевой суд отказался оценивать значение недостоверных сведений и цель сокрытия подлинной информации: «Как наличие, так и отсутствие у заинтересованного лица цели ввести в заблуждение государственные органы, а также вопрос о влиянии данного обстоятельства на решение о принятии в гражданство, не имеет правового значения для установления факта предоставления заведомо ложных сведений», – отмечается в решении.

А вот Ростовский областной суд отклонил доводы чиновников миграционной службы, уличающих Торосяна в сокрытии сведений о детях. Выяснилось, что отцовство было признано уже после получения «подозреваемым» российского гражданства. Следовательно, на момент обращения с заявлением он не мог знать о наличии у него детей.

Псевдороссияне

Большинство конфликтов возникает из-за изъятия правоохранительными органами паспортов у лиц, которые россиянами никогда не были и даже не пытались легально получить гражданство. По закону россиянами являются постоянно проживающие на территории страны на 6 февраля 1992 года или родившиеся на территории РСФСР. Также признавалось гражданство в силу принципа «права крови» (Jus sanguinis) – если как минимум один из родителей на момент рождения постоянно проживал в РСФСР или оба являются гражданами страны.

Массовая и чаще всего неконтролируемая миграция между странами СНГ в 90-е годы прошлого века привела к приезду в Россию бывших советских граждан, не отвечающих закрепленным в законе критериям. Многим из них удалось получить регистрацию в стране, а на ее основании – новый паспорт гражданина России. Нередко удостоверяющие подданство документы выдавались дипломатическими представительствами без внесения в официальные реестры. В случае выявления таких лиц, которые юридически не являются россиянами, полиция признает паспорт недействительным, а его бывший обладатель чаще всего становится апатридом. По некоторым данным, в такой ситуации оказались десятки тысяч человек. 

Практика рассмотрения таких споров пока остается противоречивой. В большинстве случаев лишенные паспортов не могут доказать наличие у них российского гражданства в силу проживания в стране на установленную законом дату (6 февраля 1992 года) или рождения в РСФСР. Нередко заявители уличаются в использовании фальшивых паспортов, якобы выданных консульствами в странах СНГ, и так далее.

В то же время многим «обвиняемым» удается отстоять свое право. Так, уроженка Алма-Аты Ильяна Кравченко (урожденная Шевченко) не отрицала, что до 2003 года проживала на территории  Казахстана и в связи с нестабильной политической ситуацией была вынуждена с семьей переехать на Россию. В консульстве ей выдали заграничный паспорт, после приезда в Калининградскую область она встала на налоговый учет, получила карточку пенсионного страхования, зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Вопрос о ее статусе правоохранительные органы подняли только в 2014 году, когда консульские документы уже были уничтожены за истечением срока хранения. «Российская Федерация в лице уполномоченных органов, неоднократно документировав Шевченко И.Г. паспортом гражданина РФ, тем самым признала Шевченко И.Г. гражданкой Российской Федерации», – отмечается в решении суда.

Рассматривая дело жительницы Воронежа Соловьевой, служители Фемиды признали, что ее родители были уроженцами входящей в РСФСР Башкирии, а потому дочь стала россиянкой в силу принципа «права крови» – по факту рождения. «Каких-либо объективных данных о том, что она отказалась от гражданства России, в материалах дела не имеется», – констатировал Воронежский областной суд.

Положительное решение было принято и по иску уроженца Армении Степана Оганесяна, получившего российское гражданство в 1996 году. Вопрос о законности этого решения был поднят только в 2012 году. По уверению миграционной службы, для оформления подданства заявитель якобы предъявил ранее утраченный паспорт. Но суд отверг эти доводы: «В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Оганесян С.Ш. имел умысел на сообщение недостоверных сведений при подаче заявления и требуемых документов для получения гражданства России», – отмечается в решении. Кроме того, служители Фемиды пришли к выводу, что действующий на момент принятия спорного решения о приобретении гражданства федеральный закон устанавливал пятилетний срок для его отмены, который к моменту рассмотрения дела уже истек.

Десять лет без права переезда

Европейская конвенция о гражданстве предусматривает также право на натурализацию – упрощенное получение гражданства лицами, законно и обычно проживающими на территории страны. Причем такой срок не может превышать десяти лет.

На практике суды применяют такой принцип, по факту презюмируя законность проживания на основе официально выданных органами милиции документов. Например, россиянкой была признана жительница Вологды Светлана Талашова (урожденная Чуксан). Она родилась на Украине, но как минимум отец постоянно проживал в родной Вологде. Дочь вернулась в страну в 1992 году, законно получила сначала российский вкладыш в советский паспорт, а потом и полноценный удостоверяющий личность россиянина документ. Удовлетворяя ее иск, суд пришел к выводу о наличии «устойчивой правовой связи» истицы с Российской Федерацией – проживание на ее территории почти четверть века, вступление в брак, наличие детей. «Доказательств, свидетельствующих о совершении Талашовой С.В. незаконных действий, связанных с получением вкладыша гражданина России, в ходе рассмотрения дела не представлено», – заключили служители Фемиды.

Отстоять свои права удалось и архангелогородцу Владимиру Джаши. Считая его гражданином Грузии, миграционное ведомство уличило его в незаконном проживании в России, мировой судьи принял решение о наложении штрафа и административном выдворении. Но областной суд установил, что подозреваемый приехал в РСФСР еще в 1991 году и постоянно проживал на территории страны, законно получив паспорт. Грузинские власти подтвердили, что Владимир Джаши действительно родился на территории этой республики, но никогда не был ее гражданином. «Фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации», – отмечается в решении суда об обязании выдать Владимиру Джаши надлежащий паспорт.

Приют для апатридов

Оставшиеся без российского подданства и паспорта вынуждены или пытаться получить удостоверяющие личность апатрида документы, или эмигрировать. Уроженцы других государств вправе претендовать на восстановление гражданства.

Многие страны фактически продают паспорта по программе «гражданство через инвестиции». Например, получить паспорт Федерации Сент-Кристофер и Невис (островного государства в Карибском море) можно, вложив в ее сахарную индустрию не менее 250 тысяч долларов. Чтобы обосноваться в Гренаде, достаточно 200 тысяч долларов. 

Для получения гражданства Евросоюза потребуется, например, инвестировать около 2,5 млн евро в экономику Кипра (в том числе полмиллиона в жилье на острове). Миллион евро необходим для переезда на Мальту и так далее. При этом большинство стран проверяет благонадежность будущих граждан, в том числе отсутствие у них судимостей, санкций, ограничений или запретов со стороны ЕС или США. Нередко апатридам придется доказать благоприятную и стабильную кредитную историю и подтвердить законность источника происхождения средств.

Так называемый «паспорт гражданина мира» (World Passport) выдает находящаяся в Вашингтоне некоммерческая организация World Service Authority (WSA). В настоящее время за небольшую плату (от 35 долларов) такой документ может оформить любой желающий. Правда, он не признается большинством государств, в том числе и нашей страной: «Паспорт «World Passport» не является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России», – утверждает начальник отдела оформления виз и миграционного учета столичного управления МВД России Галина Панфилова.

Справка

По данным МВД России, в 2017 году российское гражданство получило почти 250 тысяч иностранцев, треть которых – выходцы из Украины, еще 40 процентов – среднеазиатских республик бывшего СССР, а также 8,6 тысячи апатридов.

Мнения

 

Максим Тимофеев, правозащитник

В целом российское законодательство и даже практика соответствуют требованиям Европейской конвенции о гражданстве. Споры в этой сфере так или иначе решаются в судебном порядке. Например, если человек без постоянной прописки проживал в России в 1992 году (или на момент его рождения родители в РСФСР), такой факт устанавливался в порядке особого судопроизводства. В подтверждение приводились свидетели или предъявлялись документы – трудовые книжки, метрики, медицинские карты из поликлиники и даже выписки из школьных журналов. Ни одного случая отказа мне не известно.

Законом предусмотрена упрощенная система получения гражданства для оказавшихся на дату «Ч» в других республиках бывшего Союза. Единственное требование – достоверность указываемых в заявлении данных. Это общий принцип, наверное, всех стран мира – «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». При выявлении подлога, прежде всего о семье, ФМС подавала в суд и доказывала несоответствия. 

Пользуясь отсутствием единой базы данных и коррупцией, в 90-е годы многие не являющиеся гражданами России смогли получить паспорта с регистрацией в России, а на их основании – уже документы о российском гражданстве. Поскольку они априори являются недействительными, их изъятие проводится в административном порядке. Но у человека есть право оспорить решение ФМС (теперь органа МВД) в суде. Причем никто из известных мне истцов даже не пытался доказать свое право быть россиянином (то есть факт рождения или проживания в стране на ту самую дату «Ч», соблюдение иных условий).

Признание гражданином не имеющего на то права лица, на мой взгляд, будет лишь стимулировать коррупцию. В несправедливом положении окажутся и те, кто честно прошли все процедуры и законно получили право быть гражданами. 

Илларион Васильев, адвокат коллегии «Малик и партнеры»

В зоне риска лишиться паспорта сегодня остаются все, кто получили гражданство, приехав из-за рубежа, или даже проживали в стране без его оформления. В отношении таких лиц органы МВД по вопросам миграции вправе в любой момент без ограничения сроков подать административный иск об установлении факта сообщения заведомо ложных сведений в заявление о предоставлении гражданства. Причем таковыми признаются практически любые опечатки и неточности (например – о прошлом месте работе).

На основании принятого порой без участия самого лица судебного акта миграционное ведомство принимает решение об аннулировании российского гражданства и изъятии паспорта. Если это лицо не имеет гражданства другой страны, то оно становится апатридом. Благодаря такому статусу ему проще получить сначала разрешение на временное пребывание в России, а затем претендовать на гражданство. Тогда как оставшимся без российского паспорта иностранцам грозит административное выдворение или депортация. 

Эли Гервиц, Израильская адвокатская коллегия «Эли Гервиц»

Любой человек, имеющий еврейские корни, может претендовать на получение израильского гражданства – и затем загранпаспорта (называемого «даркон»). Намного проще сделать это до отказа от российского гражданства. Ибо без наличия проездного документа – заграничного паспорта или другого, въехать в Израиль не удастся. А, соответственно, не получится и стать его гражданином и получить даркон. Кроме того, при нахождении в Израиле, но при отсутствии проездного документа, получение израильского гражданства будет существенно затруднено.

Еврей, отказавшийся от израильского гражданства, не перестает от этого быть евреем. На него распространяются положения закона о возвращении, который призван дать каждому еврею (а также сыну, внуку и супругам всех упомянутых категорий) право и возможность стать гражданином Израиля в заявительном порядке. В этом же духе высказывался и Верховный суд Израиля. Однако в последнее время мы видим ужесточение политики как консульств, так и Верховного суда в вопросах репатриации. Поэтому отказываться без нужды от израильского гражданства мы не рекомендуем.