Рейтинг@Mail.ru
home

21.02.2018

Любителям запретили рыбачить в «приватизированных» водоемах

21.02.2018. АПИ — Пруды, участки рек и иных водных объектов могут предоставляться отдельным компаниям и предпринимателям для производства аквакультуры, любительское и спортивное рыболовство в таких местах запрещено. Решение по такому делу принял Верховный суд России.

Действующее законодательство гарантирует каждому гражданину доступ к водным объектам общего пользования и их бесплатное использование для личных и бытовых нужд. Также всем предоставляется право свободно и бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования. Однако еще в марте 2015 года Федеральное агентство по рыболовству опубликовало на своем сайте неофициальное разъяснение, согласно которому рыбоводные участки не являются местами общего пользования. Без согласия собственника такого участка в его границах осуществление любительского и спортивного рыболовства запрещается.

Конфликт разгорелся в Козловском районе Чувашии – индивидуальный предприниматель ограничил доступ жителей трех деревень к водному объекту. Недовольные сельчане утверждали, что ловили рыбу, которая водилась тут до получения участка бизнесменом. Но районная прокуратура со ссылкой на разъяснения Росрыболовства отклонила требования жителей, так как спорный участок правомерно использовался как рыбоводный.

Один из активистов – Юрий Лаврентьев, обратился в Верховный суд России. В целом он не отрицал право государства выделять участки для так называемого пастбищного рыбоводства, то есть разведения «арендатором» отдельных аквакультур. В то же время, по мнению административного истца, на таких участках не может ограничиваться вылов иных биоресурсов, а потому исключение их из мест общего пользования незаконно. Разъяснения федерального агентства «выходят за рамки адекватного толкования, устанавливая для рыбаков-любителей дополнительные (не предусмотренные законом) ограничения по доступу к водному объекту, что противоречит системе правового регулирования в области рыбоводства», – утверждал Юрий Лаврентьев.

Проанализировав систему правового регулирования спорного вопроса, служители Фемиды пришли к выводу, что право на доступ к водным объектам и любительское рыболовство не является абсолютным и может ограничиваться федеральным законом. В частности, Водный кодекс РФ допускает возможность обособленного водопользования на находящихся в государственной или муниципальной собственности объектах, предоставляемых для осуществления рыбоводства. При этом использование этого водного объекта другими физическими или юридическими лицами исключается. Любительское и спортивное рыболовство в находящихся в частной собственности прудах, обводненных карьерах также осуществляется с согласия их владельцев. «Следовательно, позиция Росрыболовства о том, что рыбоводные участки не являются местом общего пользования и на них запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка, соответствует законодательству и не выходит за рамки адекватного истолкования действующего законодательства», – констатировал Верховный суд России.

В то же время, отклоняя иск Юрия Лаврентьева, суд указал, что спорные требования не нарушают его прав: осуществление любительского и спортивного лова на водных объектах рыбохозяйственного значения регулируется в том числе правилами, устанавливаемыми Министерством сельского хозяйства РФ. Так, в Волжско-Каспийском бассейне, включающем в том числе и Козловский район Чувашии, в границах рыбоводных участков гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры без согласия соответствующих хозяйств (пользователей участков). Схожие нормы закреплены в правилах рыболовства других бассейнов.