Рейтинг@Mail.ru
home

28.02.2018

Пенсионеров освободили от ответственности за ошибки чиновников

28.02.2018. АПИ — Ошибочно назначенная пенсия не может быть взыскана с законопослушных граждан. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

В сложной ситуации оказалась жительница Вологды Надежда Горностаева. Еще в 2009 году бюро медико-социальной экспертизы (так называемая ВТЭК) бессрочно установило ей III группу инвалидности, год спустя она была повышена до II группы. На основании выданных справок в течение пяти лет женщина получала пенсию по инвалидности. Но в 2014 году в ходе проведенной по указанию Следственного комитета РФ проверки выявились факты нарушения процедуры принятия комиссией решений: они и выданные справки были признаны недействительными. При этом сам факт наличия инвалидности никто не отрицал – при новом рассмотрении бюро подтвердило наличие у Надежды Горностаевой соответствующих физических недугов. Тем не менее чиновники Пенсионного фонда России расценили ранее выплаченную пенсию и компенсацию (почти 460 тысяч рублей) необоснованным обогащением инвалида и истребовали ее обратно. В свою очередь иск самой пенсионерки против спорного решения медэкспертов служители Фемиды отклонили из-за пропуска срока исковой давности.

Конституционный суд России в целом признал возможным пересмотр решений о назначении пенсии, в том числе в случае представления самим гражданином недостоверных сведений. Но в таких ситуациях необходимо соблюдать разумный баланс интересов. Также каждый пенсионер должен быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и вправе рассчитывать на внимательное и ответственное отношение чиновников к принимаемому решению: «От допущенных учреждениями медико-социальной экспертизы ошибок формально-процедурного характера, не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, не должен страдать гражданин, в действиях которого нет признаков недобросовестности. Иное приводило бы к сугубо формальному подходу в разрешении данного вопроса вопреки сути защищаемого права и, как следствие, к непропорциональному его ограничению в нарушение требований равенства и справедливости, как они выражены в Конституции России», – отмечается в постановлении высшей инстанции.

Недопустимым суд счел и взыскание выплаченной законопослушным гражданам пенсии. Тогда как при наличии вины – совершения противоправных действий, такие лица могут привлекаться к ответственности в виде возмещения причиненного ПФР ущерба. Но такая вина не может презюмироваться: «Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, ответственности при нарушении работниками учреждения процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия. При том что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения. Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда России, ..., обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела», – заключили служители конституционной Фемиды.

Решения, принятые по делу Надежды Горностаевой, должны быть пересмотрены.

Отметим, что судебная практика свидетельствует в том числе о многочисленных злоупотреблениях гражданами прав на получение пенсий. Нередко выявляются случаи предъявления заявителями фиктивных документов о трудовом стаже, местах работы и так далее. Например, петербургский отставной военнослужащий Сергей Кветков скрыл от ПФР факт получения пенсии по линии оборонного ведомства. Переплату в 122 тысячи рублей суд признал необоснованным обогащением. 

А жительница Владивостока Шаймухаметова за несколько лет получила почти миллион рублей – пенсию по случаю потери кормильца. Для этого она добилась признания собственной дочери безвестно отсутствующей, хотя на самом деле прекрасно знала об ее замужестве и отъезде.