Рейтинг@Mail.ru
home

24.04.2018

Банкам запретили собирать избыточные данные на клиентов

24.04.2018. АПИ — Вкладчики вправе не предоставлять банкам номер телефона, адрес электронной почты и счет пенсионного страхования. К такому выводу пришли в Банке России.

Действующее законодательство обязывает все кредитные организации, принимающие накопления или открывающие счета частным лицам, вести специальный реестр вкладчиков. Он необходим для выплаты возмещения клиентам государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в случае отзыва у банка лицензии. Поправки, внесенные в правила формирования такого реестра в феврале этого года, предусматривают включение в него в том числе адреса электронной почты, контактного номера телефона и страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Руководствуясь указанием Банка России, многие кредитные организации стали требовать от вкладчиков предоставления новых сведений и даже отказывать не желающим раскрывать персональные данные клиентам в обслуживании. Порой гражданам приходилось объяснять, что у них нет или они не пользуются электронной почтой.

Однако регулятор признал такую практику незаконной. Ведь новые сведения (e-mail, телефон и СНИЛС), равно как и отчество клиента, должны включаться в реестр, только если банк ими располагает. «Принимая во внимание, что информация по указанным строкам может отсутствовать у вкладчика, их заполнение не является для банков обязательным. Непредставление клиентом вышеуказанной информации не является основанием для отказа в открытии вклада», – заявил журналисту АПИ начальник отдела превентивного поведенческого надзора Банка России Ашот Азатян.

В то же время регулятор предупреждает, что предоставление СНИЛС позволит вкладчику в дальнейшем проверять достоверную информацию о размере обязательств перед ним с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Отметим, что нередко банки собирают избыточную информацию о клиентах, например – без согласия гражданина копируют все страницы его паспорта (включая сведения о семейном состоянии, детях, выданных заграничных паспортах, военной обязанности и даже группе крови). Такие меры объясняются необходимостью проведения идентификации лица в рамках противодействия легализации полученных преступным путем средств и финансированию терроризма. В Роскомнадзоре считают такой подход необоснованным: «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, установив следующие сведения в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При этом содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям», – констатирует заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Игорь Рак.