Рейтинг@Mail.ru
home

04.05.2018

Активы должников будут искать в банковских сейфах

04.05.2018. АПИ — Банки могут обязать выдавать судебным приставам и даже взыскателям сведения об арендуемых должниками сейфовых ячейках. С такой инициативой выступило Министерство юстиции РФ.

Действующий федеральный закон предоставляет судебным приставам право обращать взыскание на денежные средства и иное имущество должника независимо от места его хранения. Исключение составляют только жилье и некоторые иные личные вещи (специальный перечень закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ). Кроме того, пристав и даже сам взыскатель вправе получить у налоговой службы, банка или любой иной организации сведения о наличии у должника активов и месте их нахождения.

Однако на практике кредитные организации нередко отказываются предоставлять исчерпывающую информацию, ссылаясь на установленный также законом принцип защиты банковской тайны. В частности, приставы могут получить данные только о текущих, специальных и депозитных счетах: «Извлекая преимущество из складывающейся судебной практики, недобросовестные должники имеют возможность перевода денежных средств на счета иных видов. ‎Также должники могут заключить договор хранения ценностей ‎в банке с использованием индивидуального банковского сейфа», – поясняют в юридическом ведомстве. Кроме того, не определенным остается вопрос проверки раскрывающими информацию организациями (налоговиками, финансовыми учреждениями и иными) наличия у взыскателя действующего исполнительного листа. 

Для предупреждения таких споров предлагается закрепить обязанность банков выдавать по запросам приставов информацию обо всех счетах, вкладах (депозитах), электронных средствах платежа (пластиковых картах, «электронных кошельках»), остатках и движении денежных средств по ним, платежных документах по конкретным операциям. Также должны раскрываться сведения о договорах аренды индивидуальных банковских сейфов (ячеек), а при наличии у банка контроля за их содержимым – данные о хранимых ценностях.

В свою очередь, взыскателю для получения сведений об имуществе должника потребуется приложить к заявлению оригинал или нотариально заверенную копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления. «В целях соблюдения прав и свобод взыскателя и должника законодателем предусмотрен принцип своевременности совершения исполнительных действий ‎и применения мер принудительного исполнения», – убеждены в Минюсте.

В то же время вопрос непосредственного изъятия ценностей из банковских сейфов в представленном юридическим ведомством законопроекте не разрешается, хотя он остается не менее спорным. Так, столичный пристав Валерий Трошко обнаружил сейф, арендуемый в Сбербанке уклоняющейся от погашения крупной задолженности Еленой Горностай. Ячейка была арестована и вскрыта, хранящиеся в ней средства изъяты и зачислены на специальный депозитный счет. Московский городской суд подтвердил законность действий пристава, отметив, что сама должница отказалась присутствовать при вскрытии сейфа.

Иное решение принял Пятый арбитражный апелляционный суд. В целях исполнения вступившего в законную силу решения пристав арестовал индивидуальную ячейку депозитного сейфа с многоуровневой механической защитой, арендуемую Сергеем Власовым в «Роял Кредит Банке». Однако служители Фемиды признали такие действия незаконными, так как арест был наложен не на денежные средства должника, а на саму ячейку, принадлежащую кредитной организации: «Таким образом, судебный пристав не предпринял все возможные меры в целях полной и правильной оценки обстоятельств, что привело к вынесению преждевременного и не обоснованного постановления, нарушающего требования закона, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности», – констатировали служители Фемиды.

Справка

По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2017 году арест имущества использовался в 452 тысячах исполнительных производств. Общая стоимость изъятых и переданных на реализацию активов оценивается почти в 130 млрд рублей.