21.05.2018
Опоздание поездов может обернуться для пассажиров потерей отпуска, необходимостью покупать новые авиабилеты и другими убытками. Закон возлагает на железнодорожников обязанность их компенсировать и даже заплатить специальный штраф. Но реально получить его удается далеко не всем пострадавшим.
21.05.2018. АПИ — Согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, за каждый час задержки поезда дальнего следования перевозчик выплачивает три процента общей стоимости билета. Особые правила ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) самостоятельно установили для пассажиров скоростных поездов «Сапсан» – за двухчасовое опоздание им вернут половину уплаченной за поездку суммы. Тогда как для пригородных поездов, в том числе отправляющихся в аэропорты «Аэроэкспрессов», санкции не предусмотрены.
Вместе с тем закон допускает сразу несколько исключений. Во-первых, опоздание поезда менее чем на час в расчет не принимается (в том числе для «Сапсанов» и «Аллегро»). Во-вторых, железнодорожники освобождаются от ответственности, если докажут, что причиной нарушения графика стали форс-мажорные обстоятельства, в том числе устранение угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности, возникшей не по вине перевозчика, или иные не зависящие он него обстоятельства. Чрезвычайными обстоятельствами для опоздания скоростных поездов без выплаты компенсации являются в том числе забастовки и иные акции трудового протеста.
Кроме того, недовольный пассажир обязан соблюсти специальный досудебный порядок – в течение 45 дней с даты прибытия поезда предъявить перевозчику письменную претензию, приложив к ней проездной документ (билет). Рассмотреть ее железнодорожники обязаны в месячный срок.
Первая трудность, с которой могут столкнуться пассажиры, – идентификация перевозчика. Само ОАО «РЖД» является лишь владельцем инфраструктуры (путей, вокзалов, локомотивного хозяйства и так далее), а через дирекцию скоростного сообщения осуществляет перевозку только на высокоскоростных поездах – «Сапсане», «Аллегро», некоторых «Ласточках» (Великий Новгород – Петрозаводск, Ростов – Новороссийск, на Московском центральном кольце и др.). Основной парк поездок дальнего следования находится в ведении дочерней структуры – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), пригородных (так называемых «электричек») – региональных операторов. Кроме того, существует целый ряд по существу альтернативных перевозчиков – ООО «Аэроэкспресс» (обслуживает поезда в московских аэропортах) и АО «Содружество» (аэропорт Казани), ООО «Тверской экспресс» и ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» (фирменные поезда «Мегаполис» и «Гранд Экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург), АО «ТрансКлассСервис» (15 направлений из Москвы) и другие. Направив претензию не по адресу (например, в «РЖД» вместо «ФПК»), пассажир рискует пропустить срок давности и потерять шанс на получение возмещения.
Нередко перевозчик и владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД») пытаются перенести ответственность друг на друга. Например, поезд Владивосток – Москва прибыл в Красноярск почти с трехчасовым опозданием. В результате пассажирка Демина с дочкой опоздала на самолет и была вынуждена купить новый авиабилет за 66 тысяч рублей.
Отрицая вину в создавшейся ситуации, АО «Федеральная пассажирская компания» обвинило «материнскую компанию» – ОАО «РЖД», которое якобы не предоставило локомотивную бригаду. Суд первой инстанции признал такие обстоятельства форс-мажорными и ограничил взыскание штрафом в 40 рублей и компенсацией морального вреда в 500 рублей. Приморский краевой суд полностью удовлетворил требования потерпевший: «Указанная причина, вызвавшая задержку поезда, и как следствие, опоздание истицы с дочерью на самолет, не является непреодолимым обстоятельством, препятствующим надлежащему исполнению пассажирской компанией услуг по договору перевозки», – заключил суд. За уклонение от добровольного удовлетворения законных требований потребителя с железнодорожников в пользу истицы дополнительно взыскали 33,5 тысячи рублей.
Форс-мажорным обстоятельством железнодорожники считают крушения. Например, на перегоне Шумерля – Вурнары Горьковской железной дороги произошел сход больше десятка груженых углем вагонов. Авария привела к задержке 12 пассажирских поездов, которые были направлены в объезд поврежденной магистрали, потерпевшими оказались тысячи человек. Например, жители Казани Людмила Автондилова, семья Ибрагимовых и другие опоздали на вылетающий из Москвы в Бергамо самолет: их поезд был остановлен на станции Аракчино и прибыл в столицу с семичасовым опозданием. Только прямые убытки туристов достигли 90 тысяч рублей.
Железнодорожники – ОАО «РЖД» и «ФПК» отрицали свою вину в произошедшем. По их утверждению, причиной крушения стала поломка (излом рамы тележки) цистерны, принадлежащей ООО «Трансойл». В подтверждение ответчики представили ведомственное техническое заключение. Служители Фемиды согласились с такими доводами и освободили перевозчика от ответственности. Схожее решение было принято и по иску других пассажиров того же поезда (семьи Валидовых, Боговых и Барханова), также опоздавших на итальянскую Ривьеру.
Из-за «Шумерля-Вурнарского инцидента» не смогла улететь в Барселону и жительница Ижевска Шкляева, следовавшая в столицу поездом из Красноярска. Чтобы избежать «перевода стрелок», она подала иски как к железнодорожникам, так и к ООО «Трансойл». Владелец «опасного вагона» не считал себя ответственным, так как не состоял с истицей «ни в договорных, ни в каких-либо иных обязательственных отношениях, повлекших обращение на него взыскания убытков». Суд первой инстанции пришел к выводу, что виновником опоздания поезда является все же перевозчик, с которого были взысканы причиненные потребителю убытки.
В свою очередь апелляционная коллегия сочла произошедшее по вине ООО «Трансойл» крушение форс-мажорным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности. В то же время бригада поезда нарушила право пассажира на информацию – своевременно не известила о задержке в пути. Служители Фемиды установили, что, своевременно получив такие сведения, истица смогла бы пересесть на самолет и вовремя добраться до столицы. Поэтому на ОАО «Федеральная пассажирская компания» Верховный суд Удмуртии возложил обязанность возместить пассажиру все подтвержденные убытки.
В таком же нарушении суд уличил перевозчика и рассматривая иск Егорова, который вместе с женой и дочкой ехал из Казани. Авария произошла даже до его отправления: «В случае своевременного предупреждения о произошедшей аварии, истец мог предпринять все меры для того, чтобы не опоздать на рейс, в том числе добраться до Москвы на самолете или же на такси. Владимирская область, где произошла авария и простоял поезд, находится недалеко от Москвы. Доказательств того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ответчиком не представлено», – отмечается в решении суда. В пользу Егоровых было взыскано более 150 тысяч рублей – стоимость авиабилета и проживания в московском отеле, компенсация морального вреда и штраф.
Отметим, что после многочисленных разбирательств и экспертиз вина ООО «Трансойл» в крушении так и не была доказана. Под подозрение попадали также производитель сломавшейся рамы тележки (ПАО «Кременчугский сталелитейный завод»), гарантировавший ее службу в течение 30 лет, ремонтировавшее ее депо в структуре «РЖД» и другие. Арбитражный суд переложил ответственность на самих железнодорожников. Ведь цистерна была принята к перевозке в технически исправном состоянии: «Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что в состав поезда был включен вагон, не соответствующий требованиям безопасности перевозки, в материалы дела не представлено», – заключили служители Фемиды. Более того, «РЖД» признали ответственными и за вред, причиненный в результате крушения окружающей среде.
К непреодолимым обстоятельствам относятся природные катаклизмы. Например, нередко пассажирские поезда, в том числе скоростные «Сапсаны», опаздывали из-за так называемого «ледяного дождя» – обледенения на контактной сети. Для их устранения путейцы запускают специальные локомотивы, оборудованные вибропантографами.
Наледь на проводах привела к шестичасовой задержке поезда, на котором житель Чебоксар Андрей Денисов с двумя дочками в предновогодние дни ехал в Москву, чтобы отправиться в заграничный тур. Рассматривая его иск, суд пришел к выводу, что в создавшейся ситуации железнодорожники предпринимали все меры по организации движения поездов на тепловой тяге либо за счет перераспределения электроэнергии с работающих подстанций. Представленная справка метеорологов: «дождь при отрицательной температуре воздуха» относится к категории редких (необычных) погодных явлений и в столичном регионе наблюдается один раз в тридцать лет. «Указанное обстоятельство не зависит ни от компании, осуществляющей перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования, ни от владельца устройств электроснабжения, и, следовательно, относится к обстоятельствам непреодолимой силы», – заключили служители Фемиды, отклоняя требования потерпевшего пассажира.
В то же время подобные уважительные причины не освобождают железнодорожников от обязанности информировать о ситуации потребителей. Например, в Красноярском крае из-за прохождения грозового фронта и отключения электроэнергии произошел сбой в движении электропоездов. Так, на остановочном пункте «Еловка», не оборудованном трансляцией, «электричку» в Красноярск ожидали более 40 минут. В справочной службе «РЖД» не имели информации об изменении графика движения.
По жалобе потерпевших пассажиров Роспотребнадзор возбудил административное дело в отношении перевозчика – региональной пригородной компании ОАО «Краспригород». Взимая плату за проезд с пассажиров, это предприятие даже не определило порядок доведения информации об изменении графика движения до сведения пассажиров на остановочных пунктах, где отсутствуют громкоговорящая связь, пассажирское здание или билетная касса. «В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие, что ОАО «Краспригород» предпринимаются все возможные действия для соблюдения требований по информированию граждан об изменении графика движения электропоездов на остановочных пунктах», – зключил суд, подтверждая законность наложенного на предприятие административного штрафа в размере 20 тысяч рублей.
В 2017 году по российским железным дорогам в дальнем следовании перевезено 102 млн пассажиров. Точность выполнения расписания таких пассажирских поездов самой «РЖД» оценивается в 98,8 процентов.
Ежегодно на железнодорожном транспорте происходит не менее двух десятков происшествий (крушение, авария).
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России
Действующее законодательство позволяет пассажирам в заявительном порядке получить компенсацию в размере трех процентов за каждый час опоздания поезда. Если в результате задержки потребитель лишился путевки или понес иные убытки – «РЖД» обязано их возместить. На мой взгляд, это реалистично. Причем авария поезда происходит по вине служб, не является форс-мажорным обстоятельством и не снимает с железнодорожников ответственности.
На самом деле законодательство не работает, так как сами пассажиры не обращаются и не требуют выплат. В результате исполнитель может и в дальнейшем оказывать некачественные услуги.