Рейтинг@Mail.ru
home

14.06.2018

Арбитраж: условия продажи iPhone нарушают права потребителей

14.06.2018. АПИ — Покупатель смартфонов вправе ознакомиться с их работой. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы.

Нарушение чиновники Роспотребнадзора выявили в тамбовском салоне «Связной». В частности, продавцы отказывались продемонстрировать потенциальным приобретателям работу смартфона Apple iPhone 8 Plus. Тогда как согласно действующим Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным Правительством России, покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации действия, «если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит принятым в розничной торговле правилам». По факту выявленного нарушения на АО «Связной Логистика» был наложен административный штраф в размере десяти тысяч рублей.

Не согласившаяся такими выводами компания оспорила постановление надзорного органа в суде. Представители торговой сети утверждали, что в данном случае особенности смартфона исключают возможность его демонстрации – сразу при включении начинается активация устройства, требуется регистрация, а производителем автоматически начинает отсчитываться установленный гарантийный срок. Но служители Фемиды признали санкции обоснованными: «Приведенные доводы касаемо специфики Apple iPhone не препятствуют проверить его комплектность без включения смартфона, а также продемонстрировать товар, а именно громкость динамика – то, что интересовало в настоящем случае потребителя, на демонстрационном образце. Суд приходит к выводу, что АО «Связной Логистика» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не содержится доказательств отсутствия возможности для соблюдения нарушенных правил и норм», – отмечается в судебном решении.

Компания уже подала апелляционную жалобу. В пресс-службе торговой сети АПИ пояснили, что потребитель мог осмотреть экземпляр, ознакомиться с устройством и его действием, а также проверить характеристики демонстрационных образцов продаваемых смартфонов Apple: «В данном случае покупатель самостоятельно и с помощью продавцов-консультантов осматривал и изучал представленный на открытой витрине демонстрационный образец Apple iPhone 8 Plus в действующем состоянии, и лишь после этого, полностью удовлетворившись техническими характеристиками аппарата, остановил свой выбор на данной модели и приобрел ее», – утверждают в компании.

Вместе с тем представители ретейлера не отрицают, что покупатель, не удовлетворенный характеристиками конкретной модели смартфона, в том числе не имевший возможности изучить гаджет до приобретения, не вправе его вернуть. Электронно-вычислительные машины, к категории которых относятся смартфоны, действительно считаются технически сложным товаром, не подлежащим замене при отсутствии обоснованных претензий к качеству. Исключение составляют интернет-магазины, клиенты которых по закону вправе в семидневный срок вернуть даже исправный товар.

Отметим, что в большинстве торговых сетей покупатели не могут изучить даже демонстрационные образцы дорогостоящих гаджетов марки Apple. Более того, ретейлеры добровольно не распространяют на такие устройства программу MoneyBack.