Рейтинг@Mail.ru
home

19.07.2018

Географическую маркировку узаконят

19.07.18. АПИ — Производителям товаров, желающим использовать в марках названиях регионов и городов, разрешат регистрировать соответствующие географические указания. Такой законопроект внесен в Госдуму.

Действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает особый объект – наименование места происхождения товара. Оно регистрируется в отношении товаров и продуктов, особые свойства которых непосредственно связаны с регионом и подтверждены уполномоченным федеральным ведомством. Такая процедура остается затруднительной для большинства производителей (АПИ писало об этом – Географический брендинг). В настоящее время наименованиями признаны «Краснодарский чай», «Русская водка», «Коломенская пастила», «Ессентуки», «Вологодское масло», Tequila, сигареты Habanos и другие марки. 

Внесенный законопроект вводит новое средство идентификации – «географическое указание». Его смогут зарегистрировать компании, осуществляющие на соответствующей территории хотя бы одну из стадий производства товара, влияющих на формирование его качества, репутации или иных характеристик. Причем определять критерии такого «влияния» делегируется в том числе властям субъектов Федерации. При этом зарегистрированные географические указания запрещается использовать для «чужеродных» товаров, равно как производители действительно выпущенных в том или ином городе или регионе товаров не вправе включать их наименование в марку, если такое географическое указание уже зарегистрировано конкурентами. «Распоряжение исключительным правом на географическое указание, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования, не допускается», – отмечается в документе.

По утверждению разработчиков законопроекта, к порядку регистрации географических указаний предъявляются более «мягкие» требования, чем к наименованиям места происхождения товара. «Обязательства по охране географических указаний возникли у Российской Федерации в связи со вступлением в Всемирную торговую организацию (ВТО), как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно дает определение такому объекту и обязывает страны-члены ВТО предусматривать направленные на его охрану правовые средства. Договор о Евразийском экономическом союзе также относит географические указания к объектам интеллектуальной собственности», – отмечается в пояснительной записке.

Справка

По данным Федеральной службы интеллектуальной собственности, в России зарегистрировано 170 наименований мест происхождения товара. В минувшем году было подано 56 заявок, но выдано только 27 свидетельств. 

В Европейском союзе охраняется более трех тысяч таких наименований и географических указаний.