Рейтинг@Mail.ru
home

13.08.2018

Въехавших на платную дорогу обязали платить за проезд

13.08.2018. АПИ — Въезд на платную автомобильную дорогу признается заключением договора. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действующие правила организации проезда по платным дорогам, утвержденные Правительством России, оспорил водитель Иван Гусев. В качестве примера он привел трассу М-4 «Дон»: формально платный участок начинается с 21-го километра (пересечения с Московской кольцевой автодорогой – МКАД), но первый пункт взимания оплаты находится на 62-м километре. По уверению истца, на этом участке за все время не было заключено ни одного договора. «Сам по себе въезд не может считаться заключением договора между пользователем и оператором, так как одна сторона (пользователь) не знает, об установлении, изменении или прекращении каких гражданских прав и обязанностей идет речь», – заявил Иван Гусев. Законодательство также гарантирует свободу договора, понуждение к его заключению не допускается.

Но служители Фемиды не усмотрели нарушений. Въезд на трассу высшая инстанция признала так называемым конклюдентным действием, которое согласно действующему Гражданскому кодексу РФ свидетельствует о принятие условий договора (акцепте). В свою очередь владелец автодороги обязан обеспечить доступ пользователей к информации о стоимости проезда, об оказываемых услугах, порядке, формах и системе их оплаты, перечне входящих в цену услуг и так далее. «Возможность совершения сделок, в том числе сделок с гражданами, конклюдентными действиями обусловлена спецификой предмета таких сделок, связанной с невозможностью заключения отдельных письменных сделок с каждым потребителем ввиду большого количества заключаемых договоров и технологическими особенностями оказываемых услуг. Заключение договора на оказание услуг по организации платного проезда путем совершения конклюдентных действий направлено на упрощение порядка предоставления услуг гражданам и юридическим лицам и тем самым – на защиту их интересов. Само по себе это не может расцениваться как нарушение права административного истца как потребителя», – констатировал Верховный суд России.

Вместе с тем обязательная информация, в том числе о цене, должна предоставляться только в пунктах оплаты. Тогда как на въездах чаще всего расположен только предупреждающий о платном участке знак. То есть водитель не знает основных условий заключаемого договора, в том числе о стоимости проезда.

Отметим, что согласно закону использование автомобильной дороги или ее участка на платной основе допускается при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда. Платными могут быть как находящиеся в частной собственности дороги, так и федеральные, региональные и муниципальные.

Справка

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») эксплуатирует сегодня 15 платных участков федеральных шоссе общей протяженностью 816 километров, в том числе 564 километра трассы М-4 «Дон» и 163 километра новой магистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств в 2017 году составили 8,9 млрд рублей. В планах корпорации до конца 2021 года увеличить протяженность таких участков до 1970 километров.