Рейтинг@Mail.ru
home

15.08.2018

Арбитраж: поздравлять с днем рождения без разрешения именинника нельзя

15.08.2018. АПИ — Согласие потребителя на обработку его персональных данных должно быть добровольным. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Административное дело в отношении ломбарда ЮС-585, входящего в сеть ювелирной торговли «585», было возбуждено по жалобе клиента Новицкого. Чтобы обменять старые золотые коронки на новые серьги, он вынужден был подписать договор (залоговый билет), включающий в том числе безусловное согласие на обработку персональных данных. В частности, ломбарду и ювелирной сети в течение пяти лет разрешалась SMS-рассылка рекламы и собственных новостей (в том числе об акциях, скидках и вакансиях), поздравлений с днем рождения и иными праздничными датами, распространение и передача личных сведений заемщика другим лицам и так далее.

В Роспотребнадзоре сочли такое условие навязанным и нарушающим права клиента. На ломбард был наложен административный штраф в размере 10 тысяч рублей.

Арбитражный суд, в который обратилась не согласная с санкциями компания, поддержал выводы надзорного органа. Ведь специальный федеральный закон предусматривает, что «согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». Тогда как включенное в залоговый билет условие не предполагает никаких альтернатив – у заемщика отсутствует возможность выражения согласия или отказа от обработки персональных сведений. «В данном случае возможность передачи персональных данных презюмируется самим фактом заключения договора займа. Отсутствие права выбора у потребителя возможности согласия или отказа в согласии на передачу персональных данных ущемляет права потребителей», – заключил суд.

Отметим, что закон не требует получения согласия клиента на обработку его персональных данных для исполнения заключенного договора. Однако на практике большинство компаний включают в условие развернутое и чаще всего псевдодобровольное согласие, предполагающее в том числе передачу сведений третьим лицам, рекламные рассылки и так далее. Вместе с тем гражданину (субъекту персональных данных) гарантируется право в любой момент отозвать свое согласие, направив в компанию соответствующее письменное уведомление.