27.08.2018
Роспотребнадзор получил право осуществлять контрольные закупки, хотя регламент их проведения пока не определен. На практике новые меры могут обернуться провокациями и убытками для добросовестных участников рынка.
27.08.2018. АПИ — Изначально контрольная закупка рассматривалась как оперативно-разыскное мероприятие, проводить которое делегировалось исключительно правоохранительным и иным силовым ведомствам. Ведь «агент» должен под видом обычного потребителя (фактически «под прикрытием») приобрести товар, а только потом раскрыть свои цели и зафиксировать нарушение.
В первую очередь такие методы использовали налоговые органы для борьбы с сокрытием наличной выручки. Инспектор покупал некий товар (чаще всего дешевый – жевательную резинку, шоколадный батончик, батарейку и другое) и выявлял факт не использования контрольно-кассовой техники (не пробитие чека). Причем примерно в каждом третьем случае «мытари» по существу подталкивали кассиров к нарушению, в том числе торопили побыстрее отпустить покупку, приходили в последние минуты работы магазина после снятия кассы и так далее. Были случаи, когда инспекторы просто не брали честно пробитый и положенный на прилавок чек, почти открыто шантажировали и запугивали кассиров. Тогда как составленный налоговиками акт служителями Фемиды чаще всего принимался как доказательство допущенного проступка, за который налагался многотысячный штраф.
Примерно в 2005 году практика стала меняться. Суды усмотрели, что по закону фискальные органы не уполномочены осуществлять оперативно-разыскную деятельность, к которой относятся контрольные (проверочные) закупки. Во-вторых, сделка купли-продажи является мнимой: «В момент совершения сделки «покупатель» скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также принадлежность к фискальным органам. Ни одним нормативным актом сотрудникам налоговых органов не предоставлено право осуществления проверок или иных мер контроля путем введения проверяемого лица в заблуждение относительно своих истинных целей и сокрытия своего статуса», – одним из первых констатировал судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Саргин. В 2008 году эту практику поддержал Высший арбитражный суд России.
Тогда налоговая служба стала проводить проверки совместно с правоохранительными органами. Кроме того, согласно утвержденному Министерством финансов РФ административному регламенту контроля за «кассовой дисциплиной», налоговики могли использовать так называемый визуальный метод – наблюдать факт приобретения и оплаты товаров обычными покупателями, по возможности фиксируя происходящее с помощью средств видео- или аудиозаписи.
В настоящее время с участием полиции выявляются и другие требующие проведения контрольной закупки административные правонарушения, в том числе продажа контрафактных товаров. По закону правоохранительные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять обеспечительные и иные меры.
В свою очередь действующий федеральный закон обязывает большинство надзорных органов не менее чем за 24 часа официально уведомлять проверяемые организации и предпринимателей о назначенном контрольном мероприятии. Такой порядок исключал работу государственных «агентов».
Норма о возможности проведения «тайных» закупок была внесена в закон только в прошлом году. Уполномоченным органам разрешили «создавать ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям». Такие операции должны санкционироваться прокуратурой и проводиться в присутствии двух свидетелей (понятых) либо с применением видеозаписи.
При этом перечень ведомств, уполномоченных осуществлять контрольные закупки, определен не был. Это не помешало отдельным чиновникам начать внедрение новой практики. Например, благодаря закупке Роспотребнадзор обнаружил неработающие контрольные весы в подмосковном Зеленограде. Их владельцу – индивидуальному предпринимателю Александре Марининой, было выдано предупреждение. Оспаривать законность административных санкций в суде она не стала.
Для подтверждения факта незаконной торговли алкоголем сотрудники Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия в октябре 2017 года инициировали приобретение бутылки водки «Доброе застолье» в ООО «СНАБОСС». Арбитражный суд пришел к выводу, что на эту дату указанный орган не обладал соответствующими полномочиями, и освободил компанию от штрафа.
С этого года совершать контрольные закупки могут Росалкогольрегулирование и региональные органы государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Принятые в апреле поправки делегировали такие полномочия также Роспотребнадзору, осуществляющему санитарно-эпидемиологический надзор и защищающий права потребителей. Реализовать их ведомство сможет с 30 августа.
В Министерстве экономического развития РФ убеждены, что контрольные закупки выгодны в том числе самому бизнесу: «Долгое время в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности детально регулировались только проверки. Вместе с тем проверка – это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие. Она длится до 20 рабочих дней, у предпринимателя могут запрашиваться дополнительные документы и материалы, что определенным образом сказывается на его текущей деятельности. Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», – констатирует заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.
Закон гарантирует однократность проверки: если контрольная закупка не выявила нарушений, проводить повторную внеплановую инспекцию по тем же основаниям запрещается. В случае же фиксации проступка «агент» обязан немедленно сообщить об этом представителю компании, предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении проверки.
Однако регламента проведения контрольных закупок в настоящее время не существует – соответствующий проект только 23 августа был внесен в Правительство России. Он предусматривает, что такая проверка должна быть связана с конкретными жалобами и проводиться только при отсутствии иных способов выявить предполагаемое нарушение. Например, если поводом явилась жалоба потребителя на качество, скажем, выпекаемых в кафе пирожков с мясом, «агенты» Роспотребнадзора вправе закупать только такие пирожки и не могут в рамках той же проверки искать иные проступки.
В приказе о начале «тайного» мероприятия предписывается указывать в том числе его цели (какие обязательные требования, возможно, нарушаются продавцом) и основания, а также сведения о товарах, работах или услугах, подлежащих приобретению, способах их закупки и оплаты. Необходимые наличные выдаются «агенту» с описью номеров банкнот.
Контрольные закупки разрешается проводить в отношении интернет-магазинов и иным дистанционным образом. В этом случае участие свидетелей не требуется, а составленный по итогам акт должен высылаться проверяемому максимум на следующий день.
«Предполагается, что контрольные закупки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в сфере защиты прав потребителей будут проводиться после принятия проекта постановления. В дальнейшем сфера их применения будет расширена», – отмечают в Минэкономразвития.
В то же время спорным остается гражданско-правовой аспект последствий контрольной закупки – юридическая судьба заключенной сделки. Согласно проекту регламента, товар возвращается продавцу, который обязан незамедлительно возместить «агенту» полученную от него сумму. Исключение составляют случаи, когда покупка была утрачена чиновниками, изъята в целях последующих исследований или испытаний, либо утратила потребительские свойства (это касается, в частности, пищевой продукции). Арест продукции или применение в отношении его иных обеспечительных мер не освобождает продавца от выплаты ее стоимости. Возврат приобретенных дистанционным способом товаров «осуществляется в порядке, аналогичном применяемому при совершении соответствующих сделок».
Сложнее обстоит ситуация с оказанными услугами и выполненными работами. Ведь в ряде случаев оплата услуг проводится окончания трапезы, перевозки пассажира в такси и так далее. Регламент предусматривает возврат результатов исполнителю, «если это возможно по их характеру», тогда как деньги должны возмещаться в любом случае. Исходя из этого, «агенты» смогут фактически бесплатно отобедать в ресторане, пошить одежду, почистить обувь, выстирать белье и получить иные услуги. В правилах оговаривается возможность вычета понесенных проверяемыми расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг, но способ их расчета не уточняется.
Кроме того, многие товары относятся к категории так называемых «невозвратных» – продавец не обязан принимать приобретенную даже минуту назад качественную бытовую технику, лекарственные средства, текстильные, швейные и трикотажные изделия, предметы личной гигиены, животных и растения, автомобили, парфюмерно-косметические товары и многие другие. Судьба таких товаров, полученных «агентами» в ходе контрольной закупки, также не определена.
В ходе публичного обсуждения подготовленного экономическим ведомством проекта представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указали на неурегулированность вопросов возврата товаров. Однако чиновники учли эти замечания лишь частично.
В минувшем году Роспотребнадзор проверил 230 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 140 тысячах случаях были выявлены те или иные нарушения.
Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»
Провокации со стороны должностных лиц действительно случаются, однако считать это массовым явлением нельзя. В таких случаях необходимо жаловаться на сотрудников надзорных органов их руководству или в вышестоящее ведомство. Также можно обратиться в суд с иском о взыскании компенсации за причиненный ущерб, но добиться удовлетворения требований не так просто.
По закону продавец не обязан принимать так называемые «невозвратные» товары надлежащего качества. Например, если автомобиль покинул салон, то он уже считается бывшим в употреблении, что сказывается на уменьшении его цены. Поэтому надзорные органы должны проверять его на месте, иначе требование о возврате автомобиля и денег будет незаконным.