Рейтинг@Mail.ru
home

11.09.2018

Банки известят о замене «симок»

11.09.2018. АПИ — Для предупреждения мошенничества сотовых операторов могут обязать информировать банки о сомнительных действиях с SIM-картами их клиентов. Такой законопроект внесен в Госдуму.

В настоящее время большинство кредитных организаций при совершении электронных платежей использует двухфакторную авторизацию – код подтверждения транзакции отправляется на мобильный телефон клиента в виде SMS-сообщения. Также широкое развитие получили специальные приложения для смартфонов и иных гаджетов, позволяющих проводить банковские операции.

Однако нередко мошенники без особого труда вскрывают средства защиты, по подложным документам от имени абонента получая в офисе сотового оператора дубликат его SIM-карты. В результате аферистам становятся доступны пароли и коды, а настоящий клиент отключается от связи. За время, необходимое для восстановления доступа, средства со счетов уводятся.

Для пресечения таких преступлений член Совета Федерации Людмила Бокова предлагает обязать операторов связи сообщать кредитным и иным регулируемым Банком России финансовым организациям о фактах замены идентификационного модуля (SIM-карты), приостановления оказания услуг, включения переадресации, расторжения договора и иную информацию о статусе обслуживания абонента. Получив такие сведения, банки, в свою очередь, должны будут приостановить отправку кодов на соответствующие номера телефонов. «Это повысит уровень безопасности дистанционного обслуживания, позитивно отразится на развитии финансовой сферы и будет способствовать росту доверия граждан к финансовым институтам», – убеждена сенатор.

При этом передачу таких сообщений планируется осуществлять без согласия самого абонента, так как информация о статусе обслуживания, по мнению автора поправок, имеет технический характер и не содержит относящихся к персональным данным сведений.

Вместе с тем из законопроекта не ясно, каким банкам в отсутствие волеизъявления пользователя операторы должны будут направлять соответствующие сообщения. Не определены организационные и технические аспекты такого взаимодействия, равно как полномочия утверждать соответствующие регламенты не делегируются Правительству России, регулятору или иным ведомствам.

Отметим, что судебная практика по спорам о незаконных списаниях пока остается противоречивой. Чаще всего банки и сотовые компании перекладывают ответственность за нарушение друг на друга, а «крайним» оказывается сам пострадавший. Хотя Верховный суд России уже неоднократно принимал решение в пользу клиентов, подтверждая виновность выдавших SIM-карты неустановленным лицам операторов (АПИ подробно писало о таких решениях – Ответственность за мошенничества с интернет-банкингом возложили на сотовые компании). 

Справка

По данным Банка России, в кредитных организациях открыто почти 170 млн счетов физических лиц. К 155 млн из них имеется доступ через Интернет, 133 млн могут управляться с использованием абонентских устройств мобильной связи.