26.09.2018
26.09.2018. АПИ — Таможенное ведомство не вправе устанавливать стоимость ввозимых автомобилей на основании иностранных справочников. Такое решение принял Верховный суд России.
Методические инструкции по использованию справочников цен на автомобили на европейском и североамериканском рынке Федеральная таможенная служба разослала еще в 2007 году. В целях выявления несоответствия заявленной декларантом стоимости ввозимых транспортных средств, их качественных характеристик, условий сделки и других влияющих на цену факторов, подчиненным предписывалось использовать каталоги немецкой фирмы «Eurotax Schwake Gmbh», а также американские справочники для автодилеров «N.A.D.A.» и «Kelly Blue Book». «Тексты настоящих инструкций просим довести до подчиненных таможен и таможенных постов», – отмечалось в документе.
На практике такие рекомендации стали восприниматься чиновниками на местах как нормативный акт. В частности, на основании иностранных справочников Нижегородская таможня почти в два раза повысила таможенную стоимость мотоцикла Honda GL1800 американского производства, ввозимого подмосковным индивидуальным предпринимателем Владиславом Елагиным из Литвы. Арбитражный суд, в который обратился бизнесмен, подтвердил законность принятого решения о переоценке: «При определении стоимости мотоцикла использовалась ценовая информация, содержащаяся в автотранспортном справочнике (каталоге) североамериканского рынка «N.A.D.A.», имеющаяся в распоряжении таможенного органа», – заключил арбитраж.
Не согласившись с таким решением, бизнесмен обратился в Верховный суд РФ с иском о признании незаконной всей инструкции. Ведь действующий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает несколько способов определения таможенной стоимости товаров, но ни один из них не допускает переоценку товаров на основании иностранных справочников.
Представители Федеральной таможенной службы не усмотрели противоречий. Кроме того, по мнению представителей ведомства, спорная инструкция не является нормативным актом и не устанавливает каких-либо обязательных для неопределенного круга лиц норм. В свою очередь Министерство юстиции РФ поддержало доводы Владислава Елагина, подтвердив, что методические рекомендации фактически содержат обладающие нормативными свойствами и затрагивающие права граждан положения.
Верховный суд России также пришел к выводу, что оспариваемый правовой акт устанавливает обязательные для применения таможенными органами механизмы ценообразования в целях определения таможенной стоимости автотранспортных средств, а следовательно, затрагивает права и обязанности граждан, которые являются или могут являться декларантами. «Федеральная таможенная служба в форме письма фактически осуществляет нормативно-правовое регулирование не только контроля, но и определения таможенной стоимости автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию России с североамериканского рынка», – констатировали служители Фемиды, подтверждая незаконность спорного документа.
Отметим, что за одиннадцать лет сложилась противоречивая практика применения инструкции таможенного ведомства. В ряде случаев суды признавали возможным применять ценовые справочники как дополнительное подтверждение определяемой соответствующими процедурами таможенной стоимости транспортных средств.
В свою очередь, Арбитражный суд Краснодарского края пришел к выводу о незаконности перерасчета декларированной индивидуальным предпринимателем Ольгой Гончаровой цены четырех иномарок: «Каталог «N.A.D.A.» содержит информацию о подержанных автомобилях с учетом естественного их износа, в то время как индивидуальным предпринимателем ввезены автомобили в аварийном состоянии, что влияет на их стоимость. Следовательно, сведения из каталога не могут служить критерием и быть положены в основу корректировки», – отмечается в решении арбитража.
А вот Краснодарский краевой суд подтвердил законность принятого Новороссийской таможней решения о переоценке стоимости ввозимого частным лицом мотоцикла на основе рекомендованных федеральной службой справочников: «Данная ценовая информация должна использоваться в целях выявления несоответствия заявленной декларантом стоимости товара», – заключил суд.
По данным Федеральной таможенной службы, за первую половину этого года в Россию было ввезено 162,4 тысячи легковых и более 13 тысяч грузовых автомобилей суммарной стоимостью 5,2 млрд долларов.