Рейтинг@Mail.ru
home

04.10.2018

Халявный юрист

Спорящим с государственными органами и чиновниками могут предоставить бесплатную юридическую помощь. Но финансирование ее оказания предлагается возложить на регионы, нотариусов и некоммерческий сектор.

04.10.18. АПИ — Конституция России гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в предусмотренных законом случаях – бесплатной. В настоящее время государство субсидирует работу защитников обвиняемых в преступлениях и оказание правовых услуг отдельным социально незащищенным категориям граждан. Адвокатам и негосударственным организациям предлагается бесплатно работать на благо общества (Pro bono).

Казенный советник

Согласно действующему федеральному закону, на безвозмездную помощь со стороны финансируемых государством юристов может рассчитывать ограниченный круг лиц: инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и сироты, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, малоимущие (имеющие доход ниже величины прожиточного минимума) и так далее. Ограничиваются и категории дел, по которым такие граждане вправе получать консультации, услуги по подготовке документов и представительство в судах. В первую очередь к ним относятся социальные и семейные споры, защита прав потребителей и собственников жилья, взыскание алиментов, реабилитация жертв политических репрессий и другие. Кроме того, бесплатный защитник гарантируется принудительно госпитализируемым в психиатрические больницы и признанным судом недееспособными. Желающие принять на воспитание в свою семью ребенка и усыновители должны получать юридическую помощь по соответствующим вопросам.

Региональные власти вправе расширять «федеральный стандарт» – определять иные категории граждан и ситуации, которым за счет бюджета субъекта Федерации будут оказываться юридические услуги. Например, на такую поддержку могут рассчитывать обманутые «дольщики» на Алтае, в Воронежской, Вологодской, Волгоградской и Калининградской областях, жертвы террористических актов в Санкт-Петербурге, освобожденные из мест лишения свободы жители Брянской области (по вопросам трудоустройства, пенсионного обеспечения и социальной защиты) и многие другие. Всего, по данным Министерства юстиции РФ, дополнительные льготы введены в 74 регионах.

Сами консультации и иные правовые услуги оказывают 24 казенных юридических бюро, в которых работает около 500 служащих. В восьми регионах (Архангельской, Тамбовской и Пензенской областях, Чечне, Карачаево-Черкессии и Калмыкии, Ненецкой и Еврейской автономных областях) иных возможностей получить бесплатную правовую помощь в рамках государственной системы нет. 

В других субъектах Федерации из бюджета оплачивается работа в первую очередь адвокатов. Соответствующие соглашения с палатами заключены практически во всех регионах. Заинтересованность адвокатов в таком проекте зависит от установленных местными законодателями тарифов на их бесплатные для самих подзащитных услуги и конкуренции. Например, в Орловской области и Туве в такой системе участвуют все адвокаты, тогда как в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге – только 8-10 процентов от входящих в профессиональное сообщество юристов. По данным Минюста, в ряде случаев адвокаты не обращаются за оплатой оказанной помощи в связи со сложностью оформления подтверждающих документов.

Вместе с тем, введя гарантии на оказание бесплатной помощи для социально незащищенных категорий граждан, федеральный законодатель переложил финансирование таких мероприятий на регионы. В ряде случаев (в частности – в Тульской и Калининградской областях) средства по факту вообще не выделялись, в иных адвокатам предлагается работать почти задаром. Например, среднее вознаграждение за консультацию в Адыгее составляет 27 рублей, Дагестане – 174 рублей и так далее. Дороже всего юристов оценивают в Югре и Астраханской области (3,6 и 3,9 тысячи рублей за одну услугу).

Из федеральной казны оплачивается работа адвокатов, защищающих обвиняемых в уголовных делах по назначению. Установленная ставка – от 550 рублей за день работы или около 12 тысяч в месяц, не менялась уже много лет. Инициированные Минюстом поправки предусматривают их увеличение (АПИ писало об этом – Бесплатным адвокатам утроят гонорар).

Студенческий энтузиазм

Также россиянам предлагают обращаться в негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Они созданы некоммерческими организациями (НКО) и финансируются в том числе за счет иностранных грантов. Причем любая публичная критика, в том числе сообщение о нарушениях, нередко расценивается прокуратурой как политическая деятельность, и такие организации признаются «иностранными агентами». В отличие от государственных, общественные центры самостоятельно определяют, кому и какие услуги предоставлять.

Безвозмездную правовую помощь могут оказывать и юридические клиники, создаваемые профильными факультетами высших учебных заведений. К их работе на добровольных началах допускаются студенты, «проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ». При этом вузы обязаны обеспечить контроль за практикующими со стороны имеющих высшее юридическое образование преподавателей.

Новые права...

Представленные Минюстом поправки, по утверждению чиновников, направлены на «повышение эффективности реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи». Для этого, в частности, предлагается закрепить возможность оказания безвозмездных услуг по административным делам – спорам между гражданами и государственными органами. Такая категория дел была выделена из гражданско-правовых в сентябре 2015 года с принятием Кодекса РФ об административном судопроизводстве.

Дополнительные требования предъявляются к юридическим клиникам – администрации вузов обязаны будут определить виды оказываемых бесплатных правовых услуг и категории получающих их граждан. В первую очередь к ним должны относиться «граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации». При отсутствии собственного «стандарта» юридические клиники обязываются предоставлять правовую помощь всем имеющим на нее право в рамках государственной системы (то есть инвалидам, ветеранам, малоимущим и иным категориям).

Кроме того, планируется освободить предоставляющих доверенность бесплатным юристам граждан от уплаты пошлины за ее нотариальное удостоверение. 

...за чужой счет

В Минюсте признают, что реализация предложенного закона «не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или иных бюджетов». Поэтому эксперты критически оценивают инициативу чиновников. Не отрицая необходимости обеспечения прав граждан на бесплатную юридическую помощь, правозащитники указывают на недопустимость возлагать обязанности государства на некоммерческий сектор. В частности, необходимость стандартизировать оказываемые юридическими клиниками услуги лишит студентов и преподавателей возможности выбирать интересные с точки зрения обучения и практики споры.

Бессмысленной может оказаться и льгота по пошлине за удостоверение доверенностей. В настоящее время она составляет всего 200 рублей, тогда как еще не менее тысячи нотариусы взимают за оформление документа на защищенном бланке (так называемые работы правового и технического характера). На оплату таких дополнительных, но по факту обязательных услуг, льгота не предоставляется. Равно как законопроект не устанавливает, как нотариус должен определить, что помощь со стороны адвоката, студента, сотрудника некоммерческой организации или иного юриста будет оказываться бесплатно.

Также устанавливается, что создание негосударственного центра бесплатной юридической помощи будет рассматриваться как обязательный критерий для признания социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг. По мнению руководителя московского офиса Института «Право общественных интересов» (PILnet) Дмитрия Шабельникова, создание такого центра будет обязательным для НКО, претендующих на получение бюджетных субсидий. Однако в настоящее время некоммерческие организации не делают этого из-за сложной процедуры регистрации центра в юридическом ведомстве. «Это избыточная бюрократизация – проще все необходимые сведения получать при проведении тендера или грантового конкурса», – убежден Дмитрий Шабельников.

Митинговые защитники

Не решают предложенные юридическим ведомством поправки и проблему предоставления адвоката при рассмотрении дел об административных правонарушениях (это самостоятельная, не относящаяся к административным спорам процедура). В первую очередь – в отношении задержанных на митингах и иных публичных мероприятиях.

На право таких лиц на бесплатную защиту еще три года назад указал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассмотревший жалобу 58-летней участницы несанкционированного пикета в центре Санкт-Петербурга. Вменяемое ей правонарушение предусматривало в том числе административный арест на срок до 15 суток. Страсбургские служители Фемиды квалифицировали такое наказание как лишение свободы и, по существу, уголовное преследование. «Квалифицированная бесплатная юридическая помощь должна была оказываться в «интересах правосудия», – заключил Европейский суд (АПИ писало об это решении – Задержанным не оплатят адвоката).

Неоднозначно оценивает ЕСПЧ и вопрос необходимости участия финансируемого государством адвоката в гражданских делах: «Европейский суд не убежден на основании доступной информации, что российская система бесплатной юридической помощи предлагала заявителям достаточную защиту их прав», – отмечается в одном из принятых в Страсбурге решений.

Справка

По данным Министерства юстиции РФ, в системе бесплатной юридической помощи в 2017 году участвовало 12,3 тысячи адвокатов, они предоставили около 111 тысяч консультаций или иных услуг. Средний размер выплаченного им вознаграждения составил 830 рублей, себестоимость услуги государственных юридических бюро оценивается в 1,9 тысячи рублей.

Суммарные ассигнования из бюджетов субъектов Федераций на оплату работы адвокатов и содержание государственных бюро превышают 433 млн рублей. Наибольшие средства из казны выделяются в Ямало-Ненецком автономном округе (31,4 млн), Санкт-Петербурге (24,1 млн), Камчатском и Краснодарском краях.

187 негосударственных центров и 317 юридических клиник оказали услугу 131 тысячи посетителей.

В 2017 году россияне подали почти 3,5 млн гражданских и 219 тысяч административных исков, 4,5 млн граждан было привлечено к административной ответственности.

Мнения

 

Елена Шахова, председатель правозащитной организации «Гражданский контроль»

Важное изменение, предусмотренное подготовленным законопроектом, – возможность получения бесплатной юридической помощи по административным делам. Представители в них должны иметь диплом о высшем юридическом образовании, тогда как нанять такого специалиста для большинства граждан слишком дорого.

Новое требование в отношении некоммерческих организаций должно стимулировать их создавать и регистрировать негосударственные центры оказания бесплатных юридических услуг. В настоящее время многие НКО в этом не заинтересованы. Вместе с тем большинство правозащитных организации, которые чаще всего оказывают правовую помощь, может быть, и хотят создать такой центр и получить статус поставщика общественно полезных услуг, но не могут этого сделать из-за ярлыка «иностранного агента».

Также бесплатную помощь оказывают юридические клиники. С нашей точки зрения, цель вуза – дать хорошее образование студентам и выпустить высококвалифицированных специалистов. Клиент является лишь средством получения образования, и клиника не заинтересована в достижении для него существенного результата. С другой стороны, будущий юрист должен быть готовым к нестандартным заявителям и необычным делам, требующим творческого подхода. Обязанность закрепить виды помощи и категории клиентов может «убить» творческий подход.

Вместе с тем законопроект не решает важные задачи. В частности, на бесплатную юридическую помощь не могут рассчитывать потерпевшие от уголовных преступлений и иностранцы. Также, по нашему мнению, простые консультации должны предоставляться абсолютно всем обращающимся. Вопрос отнесения клиентов к малоимущим необходимо решать из ситуации каждого конкретного заявителя, а не формальной оценки его доходов и прожиточного минимума.

Мария Каневская, руководитель 1-й Лаборатории Клуба юристов некоммерческих организаций

Улучшение регулирующего порядок оказания бесплатной юридической помощи законодательства можно только приветствовать. Предложенные поправки должны расширить виды социально ориентированных НКО, к которым, помимо юридической помощи гражданам, должна быть добавлена деятельность негосударственных центров. Это позволит получать от органов государственной власти и муниципалитетов поддержку, в том числе методическую и финансовую.

Однако, как правило, такие центры оказания бесплатной юридической помощи существуют на бюджетные средства. То есть граждане, которые жалуются на государство, по сути приходят в организацию, целиком и полностью от государства зависящую.

Для правозащитных НКО подобная законодательная инициатива может быть довольно интересной и, теоретически, расширяет возможности в получении поддержки от государства и муниципалитетов. Вместе с тем не все правозащитные организации, функционирующие как негосударственные центры бесплатной юридической помощи, готовы такую поддержку принимать.

Геннадий Шаров, вице-президент Федеральной палаты адвокатов

Забота государства об обеспечении граждан, оказавшихся в сложном положении, бесплатной юридической помощью всегда радует, независимо от того, относится ли это к уголовным и административным делам или даже к гражданским спорам.

Устанавливая бесплатное участие адвоката не только в уголовном, но и в административном процессе, государство предоставляет гражданам дополнительную возможность отстоять свои права. И это не может не радовать адвокатское сообщество.

Единственное, о чем здесь следует задуматься, – чтобы этот широкий жест государства не оказался в ущерб адвокатуре. Ведь по закону юридическая помощь является бесплатной для граждан, но адвокатам, участвующим в системе государственной бесплатной юридической помощи, полагаются выплаты. Сегодня выступающим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве зачастую вовремя не выплачивается положенное им вознаграждение.

Хочется верить, что с выплатами по административным делам задержек не будет. И потому было бы лучше, чтобы этот вопрос был урегулирован федеральным законом, поскольку обязательства федерального бюджета обычно выполняются, тогда как в бюджетах субъектов РФ, находящихся в сложном финансовом положении, денег на выплаты, предусмотренные региональным законом, порой не хватает.