Рейтинг@Mail.ru
home

08.11.2018

Бесконтрольные дроны

Полеты беспилотных воздушных судов зачастую угрожают безопасности пассажиров самолетов и людей на земле. Но правовых механизмов, чтобы выявить нарушителей и пресечь вторжение дронов, пока нет. Не придумали способов контроля за такими аппаратами и за рубежом.

08.11.2018. АПИ — Кроме частных лиц «беспилотники» активно используются в бизнесе, в том числе в сельском хозяйстве, строительстве, картографии и геодезии, для мониторинга инфраструктуры, видеосъемок и так далее. Только крупнейшие пользователи – в том числе компании «РЖД», «Россети», «Газпром нефть», «Сбербанк» и «Инвитро», ежедневно запускают до полутора тысяч дронов.

Воздушный патруль

Правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) было введено в 2016 году (АПИ писало об этом – Авиаигрушки возьмут под контроль). Согласно действующему Воздушному кодексу РФ «беспилотники» массой более 30 килограммов должны регистрироваться на правах «настоящих» самолетов, иметь сертификат и профессионального внешнего пилота. Более легкие дроны юридически не контролируются. Планы ввести учет дронов весом от 250 граммов пока не реализованы.

По данным Министерства транспорта РФ, ежегодно фиксируются десятки случаев вторжения неопознанных объектов в зоны аэропортов и опасного сближения их с пилотируемыми воздушными судами. Неоднократно дроны пролетали над московским «Шереметьево», были обнаружены на уровне глиссады во «Внуково» и так далее. Зафиксированы случаи столкновения «беспилотников» с линиями электропередач, полеты над опасными объектами (например – Пермским пороховым заводом), а также использования таких аппаратов для доставки в исправительные колонии запрещенных предметов, в числе которых наркотики, мобильные телефоны и алкоголь.

Формально за нарушение правил использования воздушного пространства на частных владельцев БПЛА может налагаться административный штраф в сумме до пяти тысяч рублей. Однако выявлять такие проступки и составлять протоколы должны чиновники Ространснадзора, не имеющие соответствующих «сыскных» функций и ресурсов. Для решения этой проблемы еще в апреле транспортное ведомство предложило уполномочить «ловить» дроны полицию и Федеральную службу войск национальной гвардии, им же планировалось делегировать право принуждать к посадке, повреждать и уничтожать БПЛА (АПИ писало о такой инициативе – Росгвардии и полиции разрешат сбивать дроны). Одновременно предлагалось разрешить «беспилотникам» свободно использовать воздушное пространство ниже земной поверхности – летать в карьерах ‎и разрезах в целях разведки и добычи полезных ископаемых, геологического изучения недр и так далее.

Для реализации этого проекта уже созданы специальные комплексы радиоэлектронной борьбы («Силок», «Свет», «Житель», «Синица», «Орел-ЧМФ» и «Арбалет»). Чаще всего они пеленгуют используемый дроном радиопередатчик и подавляют канал связи, лишая внешнего пилота возможности управлять аппаратом. По данным оборонного ведомства, такие комплексы были еще весной поставлены на боевое дежурство для охраны объектов, на которых проводились мероприятия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 – согласно Указу Президента России, небо над 11 городами было на два месяца закрыто для любых гражданских «беспилотников». Более того, по словам руководителя Федеральной службы безопасности Александра Бортникова во время мундиаля были пресечены реальные попытки террористов использовать дроны для терактов. «Для предупреждения и оперативной нейтрализации данной угрозы необходимо безотлагательно приступить к совместной разработке основ нормативно-правового регулирования процесса применения беспилотников», – заявил глава ФСБ.

Не стреляйте в белых лебедей

Но эксперты Министерства экономического развития РФ, отраслевой ассоциации «Аэронет» и Государственного НИИ авиационных систем (ФГУП «ГосНИИАС») критически оценили предложенные Министерством транспорта РФ меры. Специалисты указали на отсутствие механизма выявления самих правонарушителей – внешних пилотов, которые чаще всего находятся вне зоны полета дрона. В отсутствие системы учета невозможно определить и владельца сбитого аппарата.

Также законопроекты не регламентировали процедуру принуждения к посадке, повреждения или уничтожения БПЛА. Ведь по общему правилу в случае обнаружения судна-нарушителя органы противовоздушной обороны передают сигнал «Режим», означающий требование прекратить нарушение. Однако, выявив незаконно летающий «беспилотник», полиция и Росгвардия не всегда могут найти управляющего им оператора: «В случае повреждения или уничтожения беспилотного воздушного судна без предупреждения внешнего пилота или собственника ‎к контролирующим органам может быть предъявлен судебный иск об уничтожении не принадлежащего им имущества. Учитывая изложенное, Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать предлагаемый проектом акта механизм реализации полномочий на повреждение или уничтожение воздушного судна», – отмечается в заключении экономического ведомства.

Кроме того, эксперты указали, что охрана неба возложена на Министерство обороны РФ, а не на полицию или «гвардейцев». Опасной признали и идею освободить от контроля использование дронов ниже земной поверхности, так как в карьерах ‎и разрезах могут выполняться полеты пилотируемых воздушных судов (в первую очередь вертолетов).

В конце октября Министерство транспорта РФ отказалось от реализации ранее предложенных мер, но почти в тот же день представило новый законопроект. Он предусматривает «применение мер воздействия» к воздушным судам, осуществляющим полеты в запрещенных или ограниченных зонах без разрешения. Вместе с тем сами такие способы воздействия не оговариваются и должны быть определены Правительством России. «Технические возможности современных беспилотных летательных аппаратов позволяют вести не только удаленное наблюдение и осуществлять негласный сбор информации о методах, средствах и силах охраны объектов, но и нести на себе средства поражения. Даже миниатюрные БПЛА с максимальной взлетной массой менее 0,25 килограмма (учет данного класса аппаратов законодательством не предусмотрен) могут быть использованы для совершения преступлений диверсионно-террористической направленности», – убеждены в ведомстве.

В отсутствие четкого правового регулирования пресекать незаконные полеты надзорные органы вынуждены в судебном порядке. Так, в апреле 2016 года журналист новосибирского сетевого издания «НГС. Новости» Александр Ощепков с помощью редакционного квадракоптера «DJI Phantom» весом около 1,4 килограмма снял панораму строящегося в дендрологическом парке дельфинария. О таком полете на высоте 50 метров транспортная прокуратура узнала только из опубликованного материала, который стал главным доказательством несанкционированного использования воздушного пространства. Кроме того, журналистам вменялись применение БПЛА без сертификата, маркировки и иные нарушения. По требованию надзорного органа суд запретил редакции выполнять новые полеты до государственной регистрации и постановки БПЛА на учет, нанесения на него соответствующих регистрационных знаков, получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения и направления ему плана (графика) полетов, а также не имеющим свидетельства внешним пилотом. Апелляционная коллегия поддержала такие выводы суда первой инстанции.

Виртуальный диспетчер

Единые международные стандарты безопасности полетов БПЛА в настоящее время отсутствуют, их принятие ожидается в 2019-2020 годах. Пока же ICAO (международная организация гражданской авиации) рекомендует владельцам дронов соблюдать ряд общих мер безопасности, в том числе визуально осматривать предполагаемую зону полетов и следить за «беспилотником», избегать районов аэродромов и посадочных площадок, проверять исправность аппарата и так далее. Также запрещается запускать БПЛА ближе 50 метров от людей и сооружений, летать на высотах выше 150 метров, приближаться к самолетам и вертолетам.

Согласно действующим Федеральным правилам использования воздушного пространства России, при полете по приборам (в так называемом классе G) внешний пилот обязан иметь постоянную радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). Но как организовать связь с диспетчером, если, даже зная о местоположении БПЛА, он не может найти внешнего пилота? Ответа на этот вопрос специалисты пока не имеют. «Учитывая, что рынок сконцентрирован на высоте до 500 метров в неконтролируемом воздушном пространстве (диспетчера нет), и эта ситуация не изменится в ближайшие десятки лет – нам необходимо самим разбираться в воздухе», – полагают эксперты.

Вопрос о безопасном использовании дронов обсуждался на прошедшей в Санкт-Петербурге Восьмой конференции по воздушному праву AirLaw, однако у участников рынка нет единого мнения о способах контроля за такими аппаратами. По данным Ассоциации «Аэронет», чаще всего «беспилотники» применяются за пределами радиовидимости в неконтролируемом воздушном пространстве. Поэтому предлагается для полетов БПЛА без получения разрешения в пределах прямой визуальной видимости выделить слой в 150 метров. Исключения составят зоны с установленными ограничениями и запретами (аэродромы, стратегические объекты и так далее).

В целом специалисты убеждены, что для предупреждения столкновений и иных инцидентов необходимо автоматизировать взаимодействие между летательными аппаратами. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) реализует Концепцию управления движением беспилотных воздушных систем (UTM), помогающую осуществлять бесконфликтное планирование маршрутов на высоте до 150 метров. Перед взлетом внешний пилот прокладывает (резервирует) коридор в специальной информационной системе, в нее же в режиме онлайн по средством наземных сетей мобильной связи (GSM/3G/LTE) поступают данные о местонахождении БПЛА с установленных на них GPS-трекеров. При опасном сближении система предупреждает пилотов и помогает им предупредить столкновение.

По мнению ряда российских экспертов, такая технология не надежна. Так, по словам генерального директора компании «Птеро» (разработчик аппаратов для аэрофотосъемки) Игоря Сычева, задержка сигнала достигает четырех минут, а лучшая точность определения координат БПЛА при этом методе – 800 метров. «Готова ли остальная авиация оснаститься трекерами и доверить свою жизнь такому методу организации полетов?» – вопрошает эксперт. Кроме того, более 80 процентов работ с применением дронов сегодня проводятся районах без инфраструктуры. «Даже от Москвы достаточно отъехать на небольшое расстояние и потерять устойчивую связь. Системы, использующие спутниковые и GSM каналы, не могут быть применены для наблюдения в целях управления воздушным движением», – полагает глава Ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.

Альтернативный вариант – взаимодействие «борт-борт» (V2V) с определением взаимного положения, передачей воздушной обстановки внешнему пилоту дрона и экипажу пилотируемого судна (самолета или вертолета). Они будут извещаться зуммером или иным сигналом, а при отсутствии реакции в критической ситуации система должна автоматически разводить аппараты. «Технологии V2V должны стать одной из основ для функции автоматического уклонения (DAA – Detect And Avoid)», – полагают в Ассоциации «Аэронет».

Справка

В 2017 году служба организации воздушного движения (ОрВД) выдала 35 тысяч разрешений на полеты БПЛА, в 2016 году – 12,6 тысячи.

По данным Росавиации, объем мирового рынка «беспилотников» к 2020 году достигнет 9,5 млрд долларов, отечественного – 224 млн долларов. В России будет эксплуатироваться более 2 млн аппаратов.

Мнения

 

Наталья Лашманова, юрист Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет»

Вопрос несанкционированного использования беспилотных воздушных судов нужно разделить на две принципиально разных проблемы. Нарушение правил использования воздушного пространства может быть случайным (неумышленным) – когда в целом законопослушные граждане в силу низкой информированности и персональной ответственности пилотируют дроны неаккуратно или в неположенном месте. Для пресечения таких проступков нужно в обязательном порядке проводить начальное и профессиональное обучение операторов «беспилотников» по одобренным Росавиацией программам. А также ввести учет таких владельцев в единой системе с обязательной маркировкой их дронов персональным учетным номером.

Гораздо опаснее умышленное использование беспилотных воздушных судов в противоправных целях. Гражданские процедуры в этом случае не возымеют действия, так как злоумышленник сознательно их проигнорирует. Для пресечения таких нарушений требуется обеспечить канал связи с внешним пилотом, оказавшимся в запретной зоне аппарата, передать ему команду на смену маршрута и далее принудительно прекратить полет. При отсутствии реакции пилота возможно в том числе уничтожение «беспилотника».

Вместе с тем применение технических средств для реализации этих задач в местах общего пользования и в городской черте может представлять угрозу работе средств связи, транспорта, медицинскому оборудованию, а также жизни и здоровью людей. Недопустимо, с нашей точки зрения, использование средств для пресечения полетов дронов в районах аэропортов – воздействие на сигналы навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS) или постановка помех каналам управления беспилотных воздушных судов создают угрозу безопасности полетов и требуют предварительной серьезной оценки.

Также необходимо определить порядок защиты объектов, полеты над которыми запрещены или ограничены, в случае непреднамеренного нарушения использования дрона вследствие отказа оборудования или ошибки внешнего пилота (оператора).