Рейтинг@Mail.ru
home

22.11.2018

Кто заплатит налоги?

Для повышения доходов региональных и местных бюджетов губернаторам и муниципалам рекомендовали выявлять нелегально сдающих жилье, трудящихся без надлежащего оформления иностранцев, требовать от бизнеса повышения заработной платы и взимать плату за проезд по дорогам. Такую «методичку» разослало Министерство финансов РФ. Ловить неплательщиков должны будут «ЖЭКи», соседи и дроны.

22.11.18. АПИ — Согласно действующему Бюджетному кодексу РФ, в казну субъектов Федерации зачисляются часть налога на прибыль, акцизов, государственной пошлины и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, доходы от применяющих упрощенную систему налогообложения и иные платежи. Муниципальные бюджеты формируются за счет земельного налога, торгового сбора, налога на имущество граждан, на вмененный доход и от продажи патентов предпринимателям, а также второй части НДФЛ и государственной пошлины. Таким образом, региональным и местным властям в первую очередь выгодны легализация заработной платы, иных доходов граждан и выход «из тени» так называемых самозанятых.

Квартирное раскулачивание

В финансовом ведомстве предлагают губернаторам и муниципалам активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов. Дополнительные средства можно получить и за счет повышения эффективности администрирования доходных статей и мониторинга налоговой дисциплины получателей средств по государственным и муниципальным контрактам.

При этом большинство рекомендаций связано все же с ужесточением фискальной политики. В частности, платить НДФЛ предлагается заставить всех сдающих в аренду частных владельцев квартир – по оценкам чиновников, доля теневой экономики в операциях с недвижимым имуществом в настоящее время достигает 50 процентов. «Таким образом, выявление случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора и уплаты налога может стать одним из ключевых мероприятий, направленных на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов», – убеждены в Минфине.

В то же время признается, что «выявление подобных случаев сопряжено с рядом трудностей». Для их преодоления из местных бюджетов могут предоставляться гранты, стимулирующие управляющие компании выявлять «черных арендодателей» и сообщать о них в надзорные органы. Для добровольно желающих «настучать» на неплательщиков налога (в том числе соседей) предписывается организовать «горячую линию». Среди бдительного населения следует проводить разъяснительные мероприятия, «направленные на повышение сотрудничества граждан с региональными и местными органами власти». Для фиксации фактов нелегальной сдачи жилья специальные комиссии, включающие представителей фискального ведомства, должны будут проводить рейдовые мероприятия. Властям на местах предписывается четко прописать и утвердить регламент работы таких инспекторов: «Это должно исключить злоупотребления, защитить права арендодателей и повысить эффективность деятельности комиссий», – отмечается в «методичке».

Налоги предлагается собирать и с не поставленных на учет объектов, в том числе водного транспорта и недвижимости. Установленные административные санкции за отсутствие регистрации лодок, катеров, гидроциклов и яхт сравнительно низки и, на практике, поощряют граждан не ставить маломерные суда на учет, а при несистематических проверках – оплачивать штраф в две-три тысячи рублей. В свою очередь, для выявления незарегистрированных земельных участков требуется активизация работ по проведению комплексных кадастровых работ. Помимо подворового обхода, Минфин рекомендует местным властям использовать аэрофотосъемку, беспилотные летательные аппараты и квадрокоптеры, а также данные спутниковой съемки. 

Зарплатное обеление

Повысить сборы налогов предлагается и за счет легализации заработной платы. Региональным и местным властям предлагается проводить мониторинг, признавая «критическим уровнем» заработную плату, на треть отстающую от средней по отрасли. Для выявления занижающих выплаты трудящимся в специальные комиссии могут включаться эксперты как со стороны органов власти, так и научной среды, бизнес-сообщества и профсоюзных организаций: хорошо знающие особенности работы предприятий соответствующей отрасли и осведомленные о действительном положении дел, такие специалисты помогут «более эффективно осуществлять мониторинг на предмет возможности увеличения налогооблагаемой базы, что создаст условия для увеличения собираемости налогов».

Карательные рейды рекомендуется проводить в отношении нелегально трудящихся иностранцев. В специальные мобильные группы должны включаться участковые инспекторы, сотрудники подразделений МВД России по вопросам миграции, налоговой службы и муниципалов. Опыт таких рейдов в Белгородской области, проводящихся в том числе в выходные дни, позволил увеличить количество выданных миграционных патентов в четыре раза.

Дополнительно бюджет, согласно методическим рекомендациям, можно пополнять за счет добровольных взносов граждан. «Регионам и муниципалитетам при этом рекомендуется развивать институты софинансирования и самообложения граждан, уделяя особое внимание инициативному бюджетированию, то есть бюджетному софинансированию инициатив, возникающих и получающих поддержку на местах в виде инициативных платежей граждан», – поясняют в ведомстве.

Муниципалы и дороги

Еще один предполагаемый источник дохода местных бюджетов – развитие системы платных услуг, в первую очередь парковок и автодорог. По данным финансового ведомства, эти системы уже введены в некоторых регионах и знакомы российским гражданам. «Социологические опросы населения в разных странах показывают, что введение любого пользовательского платежа – мера неоднозначная, вызывающая ожесточенные споры. Критическим компонентом системы пользовательских платежей является эффективный механизм сбора и распределения денежных средств», – поясняют в Минфине.

По мнению чиновников, введение платы для населения должно сопровождаться повышением качества предоставления соответствующей услуги. С другой стороны, признается, что доходы от таких услуг далеко не всегда могут возмещать расходы, связанные с их предоставлением. Для точной оценки бюджетных субсидий предписывается учитывать не только прямые, но и косвенные издержки, в том числе амортизацию или стоимость капитала.

Экономически эффективным средством повышения неналоговых доходов региональной казны считается развитие системы видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Вместе с тем в Минфине напоминают, что при выборе места установки камер следует помнить о главной цели такого проекта – снижении уровня правонарушений.

В опытной зоне

Предлагаемые идеи по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже реализуются на практике региональными и муниципальными органами власти. В десятку пилотных субъектов Федерации вошли Московская, Белгородская, Саратовская, Свердловская, Ярославская и Курганская области, республики Дагестан, Мордовия, Северная Осетия – Алания и Карачаево-Черкессия. В частности, почти во всех этих регионах активизировали сбор налогов с арендодателей жилья и боролись за повышение заработной платы, в большинстве – вводили плату за парковки и дороги, выявляли незарегистрированные суда и так далее. Правда, об эффективности таких экспериментов не сообщается.

Многие меры применялись и продолжают использоваться и в других регионах. Например, специальная межведомственная комиссия в Санкт-Петербурге за девять месяцев этого года «заслушала» руководителей трех тысяч организаций, занижающих, по мнению чиновников, заработную плату. Воздействие комиссии, в которую входят представители в том числе налоговых и правоохранительных органов, стимулировало 2,6 тысячи работодателей добровольно повысить вознаграждение сотрудникам. В результате в бюджет дополнительно поступило 1,6 млрд рублей НДФЛ и 2,7 млрд рублей страховых взносов.

А власти Ленинградской области намерены поощрениями и ответственностью стимулировать муниципальные образования активнее вести земельный контроль: «Учет всех земель – стратегическая задача региона, поскольку земельный налог является существенным источником дохода в бюджет муниципальных образований. Только создание единого реестра земель позволит повысить эффективность экономической деятельности региона», – заявил на специальном совещании губернатор региона Александр Дрозденко. Благодаря 1,7 тысячи проверок, проведенных за первые три квартала этого года, в оборот был вовлечен 681 гектар сельхозугодий.

Фискальный кнут...

Вместе с тем юристы сомневаются в легитимности многих предлагаемых способов увеличения бюджетных доходов. В частности, ни один закон не обязывает платить трудящимся среднюю заработную плату по отрасли, две трети от этого уровня или даже половину. Действующий Трудовой кодекс РФ гарантирует выплату полностью отработавшему установленную норму сотруднику минимального размера оплаты труда (МРОТ), равному 11 163 рублям в месяц. В ряде субъектов Федерации на основании имеющих де-факто обязательную для всех работодателей силу трехсторонних соглашений администрации, профсоюзов и объединения промышленников и предпринимателей установлены региональные стандарты. Так, в Москве заработная плата должна составлять не менее 18,8 тысячи рублей в месяц, Санкт-Петербурге – 17 тысяч и так далее.

Скептически эксперты оценивают и идею выявить и принудить платить налоги нелегально сдающих в аренду квартиры и комнаты. В отличие от арендодателей коммерческой недвижимости, частным собственникам жилья нет смысла раскрывать факт заключения договора и его стоимость, а сама по себе регистрация посторонних по месту пребывания не свидетельствует о наличии возмездных правоотношений. Признавать их не всегда выгодно и съемщикам, а без их показаний или выдачи документов доказать сумму полученного арендодателем дохода практически невозможно. Например, столичные налоговики смогли предъявить иск Галине Самороковой, только имея заключенный ею со съемщиком договор и расписки в получении арендной платы наличными. Кроме НДФЛ, с собственницы взыскали пени, штраф в размере 20 процентов от сокрытой суммы налога и за несвоевременную сдачу декларации.

Источником информации о заключенных договорах теоретически могут быть риэлторы. Действующее так называемое «антиотмывочное» законодательство обязывает компании и предпринимателей, оказывающих юридические услуги по подготовке сделок с недвижимым имуществом, идентифицировать клиентов, осуществлять внутренний контроль и хранить связанные с проведением таких операций материалы. Вместе с тем выдавать эти сведения агентства обязаны только по персонифицированному запросу надзорных органов или если сами риэлторы усомнятся в легитимности сделки.

... вместо экономического пряника

В финансовом ведомстве указывается и на необходимость «способствовать развитию экономики территорий и укреплению социальной стабильности». Ведь повышение реальной заработной платы и прибыли компаний автоматически увеличит и налоговые отчисления. Максимальный эффект, по мнению чиновников, можно получить за счет развития инновационной инфраструктуры, в том числе бюджетного финансирования бизнес-инкубаторов и технопарков.

В то же время на самом деле регионы и муниципалы лишаются реальных инструментов для стимулирования бизнеса. Так, принятые в конце августа поправки в Налоговый кодекс РФ запрещают законодателям субъектов Федерации снижать ставку налога на прибыль. Этот механизм применялся во многих регионах для привлечения в том числе стратегических инвесторов. Введенные до 2018 года льготы могут применяться в течение следующих двух лет, после чего властям субъектов Федерации придется оправдываться перед доверившимися им бизнесменами за невыполненные обещания. Эксперты сомневаются, что в таких условиях крупные инвесторы не откажутся от сотрудничества и продолжат платить налоги в бюджет конкретного региона.

Фактически провалилась проводимая на федеральном уровне идея легализации части самозанятых граждан – репетиторов, гувернеров и сиделок. С 2017 года они вправе получить временное полное освобождение от налогов (АПИ писало об этом – Каникулы налогового режима). По некоторым оценкам, в России работает до 30 млн таких лиц, но за почти два года узаконить свой статус согласилось менее 2,7 тысячи человек.

Стимулировать все категории самозанятых выходить «из тени» законодатели планируют путем введения налога на профессиональный доход. Частным лицам и индивидуальным предпринимателям предложат уплачивать всего 4-6 процентов с выручки, освободят от обременительных для многих страховых взносов (32,4 тысячи рублей в год), обязанности регистрироваться, сдавать отчетность, применять контрольно-кассовую технику и так далее (АПИ рассказывало о таком проекте – Самозанятых профессионалов привлекут четырехпроцентным налогом). Однако такой льготный режим в течение ближайших десяти лет планируется применять только в четырех «пилотных» регионах – Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. В других субъектах Федерации повышать доходную часть бюджета придется исключительно «кнутом».

Справка

По данным Федеральной налоговой службы, в бюджеты всех уровней в 2017 году поступило 18,4 трлн рублей. Почти половина зачисляется в федеральный бюджет, 44 процента – в казну субъектов Федерации, 6 процентов – в местный.

Основные доходы региональных бюджетов составляют НДФЛ (почти 40 процентов), налог на прибыль (31 процент), на имущество физических лиц (15 процентов) и организаций (10 процентов), акцизы и иные сборы. Почти две трети местных бюджетов формируются за счет части НДФЛ, а также земельного налога и налогов на имущество.

Всего налоговой службой проведено 2,6 тысячи документальных проверок частных налогоплательщиков, в 2,4 тысячи случаев выявлены нарушения. Доначисленные налоги оцениваются в 8,7 млрд рублей (в среднем по 3,6 млн на каждого нарушителя).

Мнения

 

Таисия Ларина, юрист адвокатского бюро «НБ»

Мониторинг заработных плат призван выявить потенциальных нарушителей налогового законодательства. «Подпадание» организации под соответствующие критерии не влечет за собой автоматического применения санкций. Кроме того, сами рекомендованные Министерством финансов РФ критерии не являются обязательными и могут применяться региональными межведомственными комиссиями при разработке специального регламента как ориентирующие. 

Сами комиссии по легализации заработной платы не имеют властных полномочий и не вправе применять к налогоплательщикам какие-либо меры. Но об итогах мониторинга они информируют наделенные соответствующими полномочиями органы. На основе предоставленных сведений налоговые инспекции, прокуратура или органы МВД России вправе назначить проверку и в случае обнаружения нарушений законодательства организация и ее руководитель могут быть привлечены к административной, налоговой или иной ответственности.

Александр Гиновкер, вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

На сегодняшний день около 95 процентов недорогих квартир сдается неофициально. Кампании по выявлению не уплачивающих налоги арендодателей жилья проводятся уже не в первый раз. Идея «стучать» на соседей не найдет в народе поддержку. Все меры требуют немалых затрат на администрирование, а шансов на успех – не очень много

Для легализации рынка нужно совершенствовать законодательство. Сейчас владельцам крайне невыгодно декларировать сдачу жилья, так как кроме уплаты 13-процентного налога с арендной платы собственник лишается возможности получить имущественный вычет при продаже недвижимости. Введение шестипроцентного налога при возможности не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя позволило бы реально вывести рынок «из тени».

Требования Росфинмониторинга постоянно ужесточаются, агентства недвижимости обязываются сообщать о заключаемых сделках. Хотя сами агентства практически никогда не является стороной сделки, а лишь оказывают услугу. Кроме того, в правовом поле работает меньше половины участников рынка, но никаких претензий к нелегальным риэлторам никто не предъявляет.

Александр Ходачек, президент НИУ «ВШЭ в Санкт-Петербурге»

Чтобы собрать налоги с нелегально сдающих жилье частных лиц, необходимо создавать рентную полицию и поощрять соседей писать доносы. Наверное, это возможно для Германии и ряда других стран, но в России такая система, на мой взгляд, нежизнеспособна. 

Кроме того, во многих муниципальных образованиях и регионах просто нет базы – объектов, обеспечивающих поступление налогов. Поэтому предлагаемые меры по повышению собираемости бессмысленны и даже курьезны. Вспоминается введенный в конце XVII века в Великобритании налог на окна – чтобы не платить его, владельцы стали их заколачивать.