Рейтинг@Mail.ru
home

28.11.2018

Самовольно вселившиеся в общежитие вправе рассчитывать на защиту семьи

28.11.2018. АПИ — Выселение жен и детей проживающих в общежитии нарушает их права на уважение частной и семейной жизни. К такому выводу вчера пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Сотрудники охраны Министерства финансов РФ – Василий Попов, Виктор Дяченко, Сергей Озеров и Евгений Семдякин, в начале 90-х годов получили комнаты в ведомственном общежитии в Москве. В 2000-х к ним фактически вселились жены, а потом и родившиеся дети.

В свою очередь, руководство Федерального казначейства, в ведение которого перешло здание общежития, предприняло попытку выселить взрослых нелегальных жильцов. Удовлетворяя требование ведомства, суд пришел к выводу, что общежитие было предназначено исключительно для временного размещения сотрудников в период их службы, тогда как супруги работников никогда не получали разрешение на проживание и не заключали договора аренды (найма). Кроме того, выселяемые были зарегистрированы (имели «прописку») в различных регионах России и Республики Молдова, где сохранили право на соответствующие жилые помещения.

После вступления решения в силу исполнительный лист передали судебному приставу. Однако вскоре его исполнение признали невозможным.

В 2009 году собственник здания подал новые иски о выселении. Столичные власти, привлеченные в качестве третьих лиц, поддержали жен сотрудников Минфина. Чиновники указывали на необходимость учесть интересы несовершеннолетних детей проживающих, поскольку в случае удовлетворения требования Федерального казначейства семьи будут разделены. Отклонив эти доводы, служители Фемиды вновь приняли решение о выселении, которое также не было исполнено.

Жалобы в ЕСПЧ подписали все 13 членов четырех семей. По их мнению, помещения в общежитии являются их «домом», а выселение представляет собой вмешательство в право на уважение жилища, которое «не преследовало каких-либо законных целей и не было необходимым в демократическом обществе». В свою очередь, представители Министерства юстиции РФ утверждали, что заявители никогда не получали никакого права проживать в общежитии. Кроме того, выселение жен сотрудников было необходимо для предоставления жилплощади другим нанимателям.

Европейский суд пришел к выводу, что единственной заинтересованной в выселении стороной было Федеральное казначейство, намеренное вернуть свою собственность из незаконного владения. При этом, выселяя женщин, власти разрешили остаться в тех же комнатах их мужьям и несовершеннолетним детям, то есть фактически жилая площадь не освобождалась. В свою очередь, «новые жильцы», по мнению страсбургских служителей Фемиды, были «недостаточно индивидуализированы, чтобы оценить их личные обстоятельства». «Национальные суды не смогли сбалансировать конкурирующие права и, следовательно, определить соразмерность вмешательства в отношении права взрослых женщин-заявителей на уважение их жилья», – заключил ЕСПЧ.

Согласно принятому решению каждой семье (взрослой женщине) Россия должна выплатить по 7,5 тысячи евро в качестве компенсации причиненного морального вреда и еще по тысяче – возмещения расходов.

Отметим, что согласно действующему Жилищному кодексу РФ, помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Верховный суд РФ указывает, что расторжение трудового договора с предоставившим служебное жилье работодателем служит основанием для прекращения договора найма. Вместе с тем законодательство, действующее до 2005 года (когда сотрудники Минфина заключили договора найма), предусматривало более социальные условия: выгнать работника из общежития можно было только в случае его увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Во всех иных случаях бывшему сотруднику требовалось предоставить другое жилье.

Справка

В 2017 году российские суды рассмотрели 4,2 тысячи исков о выселении из жилых помещений, занимаемых по договору специализированного найма (общежитий, служебных и других), 3,4 тысячи из них (79 процентов) были удовлетворены.