Рейтинг@Mail.ru
home

11.12.2018

Железнодорожников освободят от защиты проживающих в прилегающих к путям домах

11.12.18. АПИ — ОАО «Российские железные дороги» не будет отвечать за экологическую безопасность и тишину в домах, построенных вблизи путей после их прокладки. С такой инициативой выступило Министерство транспорта РФ.

Действующие санитарные правила гарантируют всем жильцам тишину. Для обеспечения защиты от шума проходящих поездов градостроительные правила предусматривают обязательное отделение жилой застройки от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной не менее ста метров. Однако, кто должен отвечать за нарушение таких требований и, как следствие, шум в квартирах, законодательство не определяет. «Усугубляет ситуацию ведение нового строительства с нарушением действующих нормативов по установлению санитарных разрывов от железнодорожных линий застройщиками и органами, которые выдают разрешение на строительство жилья. Учитывая, насколько массово и стремительно ведется такое строительство, очевидно, что конечная цель – обеспечение безопасных условий проживания населения в районе железнодорожных линий – не достигается», – убеждены в транспортном ведомстве.

Для предупреждения порой неразрешимых споров чиновники предлагают разграничить ответственность. Если железная дорога строится или реконструируется вблизи уже существующих объектов социально-культурной сферы и жилого назначения, то работы по обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения возлагаются на владельца магистрали – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Если наоборот – жилье, торгово-развлекательные центры, школы, больницы и иные объекты социального значения возводятся около железнодорожных путей и станций, – отвечать за соблюдение тишины должны соответствующие застройщики. «Данная норма будет являться специальной по отношению к общим нормам и подлежать приоритетному применению при рассмотрении дел в судах», – отмечается в пояснительной записке.

Практика рассмотрения споров о нарушении санитарных правил для проживающих в прилегающих к железной дороге домах пока остается противоречивой. Так, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным предписание Роспотребнадзора к «РЖД» в отношении домов в поселке Понтонное в пригороде Северной столицы. Железнодорожникам удалось доказать, что станция существует с 1905 года, тогда как дома были построены в 60-х годах с нарушением действующих даже в то время санитарных стандартов (АПИ писало о таком решении – освободили от ответственности за шум в старых домах). В то же время Санкт-Петербургский городской суд подтвердил обоснованность идентичного требования прокуратуры: «АО «РЖД» несет ответственность за движение поездов по железнодорожным путям и обязано соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе и путем разрабатывания и выполнения шумозащитных мероприятий», – заключили служители Фемиды. 

Равно как на железнодорожников возложили ответственность за нарушение санитарного благополучия жителей подмосковного Ступино. При этом суд отверг доводы ответчика о постройке жилых домов после прокладки магистрали, так как это не освобождает «РЖД» от обязанности как источника повышенной опасности устранить вред, причиняемый в настоящее время коммерческой деятельностью юридического лица: «Установка шумозащитных экранов является возможным и необходимым способом снижения негативного воздействия шума и повышения комфортности проживания населения вблизи железной дороги», – отмечается в решении суда.

Такое же решение было принято и в споре о шуме в новостройках в московском районе Лихоборы, находящихся вблизи первой российской магистрали – Николаевской железной дороги. Выводы арбитражей о виновности «РЖД» подтвердил Верховный суд России.

Справка

Роспотребнадзор ежегодно получает до 15 тысяч жалоб на повышение уровня шума, из которых 38 процентов признаются обоснованными (фиксируется нарушение санитарных норм).