Рейтинг@Mail.ru
home

24.12.2018

Заболевшие пассажиры поездов смогут вернуть деньги за билет

24.12.2018. АПИ — Так называемый «невозвратный» железнодорожный билет можно будет вернуть при возникновении непредвиденных обстоятельств или нарушении обязательств самим перевозчиком. Такой порядок, установленный Министерством транспорта РФ, начнет действовать с 1 января 2019 года.

Действующий федеральный закон гарантирует каждому пассажиру право не менее чем за восемь часов до отправления поезда дальнего следования без объяснения причин отказаться от поездки и получить обратно полную стоимость билета (включая так называемый плацкарт). Однако уже принятые поправки, вступающие в силу с началом наступающего года, предусматривают продажу железнодорожных билетов по так называемым «невозвратным» тарифам. Механизм их применения законодатели делегировали определить транспортному ведомству.

Установленные Минтрансом правила предусматривают случаи, при которых допускается выплата стоимости «невозвратных» билетов. В частности, она производится при внезапной болезни пассажира или совместно следующего с ним члена семьи (супруга, родителя или ребенка), получении ими травм или смерти. При таких обстоятельствах потребитель должен обратиться в кассу станции посадки не менее чем за пять суток до отправления поезда и представить подтверждающие документы. Перевозчик вправе удержать часть стоимости билета – плацкарт и сервисные сборы. Кроме того, пассажир еще должен будет доплатить тариф за оформление возврата денег (193 рубля).

В свою очередь, в случае отмены или задержки отправления поезда, а также при непредоставлении пассажиру указанного в билете места, потребителю гарантируется право на получение всей уплаченной за поездку суммы. Сбор за возврат при этом не взимается.

По замыслу транспортного ведомства, изменение порядка возврата проездных документов повысит защиту интересов пассажиров и гарантирует им «недискриминационный доступ к услугам железнодорожного транспорта». Стоимость «невозвратных» билетов, по их мнению, должна снизиться. «Будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров», – убеждены чиновники. 

А вот в Министерстве экономического развития РФ критически оценили такой проект. «Разработчиком не представлены количественная оценка отклонения стоимости возвратных билетов в сравнении с невозвратными билетами, дополнительные затраты бюджетной системы, количество возвращаемых билетов в дальнем следовании, в том числе льготных или безденежных проездных документов. В этой связи Минэкономразвития не имеет возможности оценить последствия ограничения на приобретение невозвратных билетов», – отмечается в заключении экономического ведомства.

В то же время эксперты признают, что аналогичный подход успешно применяется в воздушных пассажирских перевозках, а также на железнодорожном транспорте в зарубежных странах. При этом разница между стоимостью возвратных и невозвратных билетов может достигать от 20 до 700 процентов. Тогда как, по оценкам отдельных экспертов, россияне отказываются от купленных на поезда билетов только в пяти процентах случаев.

Отметим, что в настоящее время крупнейшие перевозчики – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и его дочерняя структура ОАО «Федеральная пассажирская компания», не ввели «невозвратные» тарифы. Согласно опубликованным на сайте «РЖД» условиям договора (оферты), при отказе от поездки за восемь часов пассажир вправе получить полную стоимость билета (за вычетом соответствующего сервисного сбора).

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, железнодорожным транспортом ежегодно перевозится около 1,1 млн пассажиров.