Рейтинг@Mail.ru
home

27.12.2018

Военные архивы открыли для смартфонов

27.12.2018. АПИ — Пользователям ведомственных архивов Министерства обороны РФ разрешили проносить гаджеты, а также фотографировать документы. Такое решение принял Верховный суд России.

В феврале 2018 года начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов подписал указание, запрещающее внос и использование на территории воинских частей практически любых электронных устройств личного пользования. В запретный список попали мобильные телефоны и смартфоны, планшеты и ноутбуки, фото- и видеокамеры, диктофоны, навигаторы, «умные» часы, фитнес-браслеты и иные девайсы, имеющие расширенные мультимедийные возможности – функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, выхода в Интернет, передачи данных по Wi-Fi или Bluetooth, разъем внешней памяти и так далее. Документ имел гриф «для служебного пользования», но был обязателен для всех воинских частей и армейских организаций.

По мнению нижегородского исследователя Андрея Галиничева, такое указание исключало использование средств записи и копирования, в том числе в Центральном архиве Министерства обороны РФ. На его основании начальник Архивной службы Вооруженных сил России Эдуард Падерин запретил исследователю пронос технических средств. При том, что документ не являлся нормативным правовым актом, не был официально опубликован, а, следовательно, в соответствие с Конституцией России, не мог регулировать права, свободы и обязанности человека и гражданина. Иск о признании указания незаконным Андрей Галиничев подал в Верховный суд России.

Представители оборонного ведомства отрицали нарушение прав истца и утверждали, что указание издано в целях обеспечения сохранности отнесенных к государственной тайне сведений. Кроме того, за несколько дней до судебного заседания руководство отменило спорный документ.

В свою очередь, позицию Андрея Галиничева поддержала Генеральная прокуратура России. А по мнению Министерства юстиции РФ, изданное «для служебного пользования» указание распространялось не только на сотрудников органов военного управления, но применялось и в отношении неограниченного круга лиц. То есть документ, по сути, является нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации. 

Служители Фемиды также констатировали, что установленный в отношении неопределенного круга лиц запрет затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина. Тогда как указание начальника Генерального штаба Вооруженных сил России в установленном порядке официально не было опубликовано. Тогда как действующий федеральный закон об архивном деле гарантирует пользователям право передавать и распространять информацию, содержащуюся в предоставленных им архивных документах, а также делать копии для любых законных целей и любым способом. Поэтому спорное указание было признано не действующим с момента принятия в части, ограничивающей использование посетителями архивов собственных технических средств без звуковых сигналов.

Напомним, что ранее тот же Андрей Галиничев добился исключения из правил государственных и муниципальных архивов нормы, запрещающей применение цифровых фотоаппаратов и иных средств копирования. Такое ограничение позволяло соответствующим организациям навязывать пользователям услуги по изготовлению копий, причем чаще всего по завышенным тарифам (АПИ писало об этом решении Верховного суда России – Посетителям архивов разрешили самостоятельно фотографировать, сканировать и копировать документы).

Справка

По данным Федерального архивного агентства, ежегодно принимается на хранение более двух миллионов единиц. Читальные залы федеральных архивов посещает 15,6 тысячи пользователей, по запросам изготовлено 265 тысяч бумажных копий и 300 тысяч киновидеодокументов.