Рейтинг@Mail.ru
home

10.01.2019

Тарифы на ОСАГО могут вырасти

10.01.2019. АПИ — Максимальные базовые ставки тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности увеличены на 20 процентов. Новый порядок ценообразования, установленный указанием Банка России, вступил в силу 9 января.

Новый подход призван сделать стоимость полисов более «справедливой». Так, вводится гибкая система коэффициента возраст-стаж (КВС) с детальной градацией ступеней – вместо существовавших четырех градаций теперь используется 58. Таким образом, для опытных водителей старшего возраста коэффициент снизится, а для молодых и неопытных – повысится. Например, для начинающего двадцатилетнего водителя КВМ установлен в размере 1,87, пенсионеров с четырехлетним стажем – 0,93.

Модернизируется и система присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Он будет назначаться водителю ежегодно 1 апреля и в дальнейшем пересчитываться не будет. Сам коэффициент рассчитывается с учетом количества страховых случаев (аварий по вине клиента) за последние 15 лет, а каждому водителю присваивается соответствующий класс. «Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Новая система закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться. Юридическому лицу присваивается единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов», – поясняют в Банке России.

В то же время так называемый тарифный коридор «расширен» сразу на 40 процентов. Так, максимальная базовая ставка стоимости полиса для частного владельца легкового автомобиля увеличилась с 4,1 до 4,9 тысячи рублей. Тогда как на «скидку» за возраст и стаж вправе рассчитывать только водители старше 34 лет минимум с четырехлетним опытом. 

Опрошенные АПИ участники рынка отрицают ожидаемый скептиками рост стоимости полисов ОСАГО: «Прилагая все усилия и стараясь представить максимально комфортный и справедливый тариф – разве вправе мы рассчитывать на рост средней премии? Скорее всего, нет, и расчеты свидетельствуют об этом. Для нас вся суть изменений и текущих новаций в тарификации ОСАГО в самой возможности более точечно управлять убыточностью с учетом более точных индивидуальных характеристик водителя. Оттого и надеемся, что убыточность «в среднем» останется прежней, а цена все-таки станет максимально комфортной, удобной и справедливой широкому кругу покупателей на текущем уровне развития ОСАГО», – констатирует руководитель управления андеррайтинга обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, новое указание Банка России – «первый и важный шаг регулятора на пути к либерализации ОСАГО»: «В результате тарифы на обязательную «автогражданку» станут более справедливыми для автовладельцев, и безаварийные водители станут меньше платить. При этом автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять в лучшую сторону», – убежден Игорь Юргенс.

Регулятор признает, что принятые изменения не позволят в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя: «Для этого необходимо изменить закон. Но тем не менее изменения создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой», – отмечают в пресс-службе Банка России.

Справка

По данным РСА, в России заключено более 39 млн договоров ОСАГО. Ежегодно происходит около 170 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Общий размер страховых премий оценивается в 228 млрд рублей, выплат – 181 млрд, убыточность – 79 процентов.