31.01.2019
31.01.2019. АПИ — Незаконно находящиеся в России иностранцы, лица без гражданства или не имеющие никаких документов получили шанс на легализацию. Решение об условиях их содержания 29 января принял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Жалобы в Страсбург подали уроженец Таджикистана Хуршед Мардоншоев и выходец из Азербайджана Эмиль Алимурадов. Первый неоднократно привлекался к уголовной ответственности, а потому в 2014 году миграционное ведомство признало его «нежелательным» и предписало в 18-дневный срок покинуть страну. Поскольку иностранец такое требование игнорировал, суд принял решение о помещении его под стражу и принудительном выдворении. Однако посольство Таджикистана не признало Хуршеда Мардоншоева своим гражданином. После семи месяцев пребывания в специальном изоляторе исполнительное производство было прекращено, а сам заключенный – отпущен.
В схожей ситуации оказался Эмиль Алимурадов, не имеющий удостоверяющих личность документов. Консульство Азербайджана подтвердило, что он не был гражданином этого государства. После почти десяти месяцев заключения Санкт-Петербургский городской суд признал выдворение невозможным и заменил его на предписание добровольно покинуть Россию под контролем.
В ЕСПЧ заявители утверждали, что власти недобросовестно вели разбирательство о выдворении. Кроме того, они жаловались на плохие условия содержания в спецучреждении для нелегальных мигрантов, находящемся в Красном селе под Санкт-Петербургом. Так, вместе с Эмилем Алимурадовым в 17-метровой камере находилось до 16 арестантов.
Представители России в Европейском суде не усмотрели нарушений прав «псевдоиностранцев», так как по закону продолжительность содержания под стражей в таких случаях может составлять до двух лет. При возникновении новых обстоятельств задержанный мог обратиться в суд. Эмиль Алимурадов в течение нескольких лет не предпринимал никаких попыток для получения права на законное проживания в России или азербайджанское гражданство. «Он знал, что жил в России нелегально. Продолжительность судебного разбирательства была учтена тем, что властям потребовалось получить информацию из посольства Азербайджана и рассмотреть просьбу судебного пристава о прекращении исполнительного производства», – утверждал заместитель министра юстиции РФ Максим Гальперин.
Также чиновники отрицали невыносимые условия в изоляторе: Хуршед Мардоншоев и еще три лица были помещены в камеру площадью 27 кв. метров, каждый имел отдельное спальное место, санузел отделялся стеной.
Однако ЕСПЧ признал существующую российскую систему судебного контроля за содержанием выдворяемых иностранцев в спецучреждениях неэффективной. Власти знали, что задержанные не являются гражданами Таджикистана и Азербайджана соответственно, но не предпринимали каких-либо усилий для обеспечения въезда заявителей в третьи страны. «Время, которое потребовалось властям для завершения внутренних процедур, не может оправдать отсутствие подлинного прогресса в процедурах выдворения, в результате которого содержание под стражей перестало быть законным», – заключил Европейский суд.
Также страсбургские служители Фемиды признали условия содержания Эмиля Алимурадова унижающими человеческое достоинство. В сумме Россия должна ему выплатить компенсацию причиненного морального вреда в размере 15 тысяч евро. Страдания Хуршеда Мардоншоева Европейский суд оценил в 7,5 тысячи.
Отметим, что это уже не первое решение ЕСПЧ по проблеме апатридов, частично их права поддержал и Конституционный суд России (АПИ писало об этом – «Невостребованные» мигранты). Тем не менее главный вопрос – что государство должно делать с не имеющими гражданства и документов лицами, остается нерешенным.
По словам адвоката Ольги Цейтлиной, защищавшей интересы Эмиля Алимурадова, Россия должна легализовать пребывание таких лиц. Непосредственно ее клиент судебное предписание о выезде уже больше четырех лет игнорирует и продолжает без документов проживать в Санкт-Петербурге.
Иначе ситуацию оценивает юрист Максим Тимофеев: «Вопрос сложный. Любая страна вправе отказать любому иностранцу или апатриду во въезде без объяснения причин, даже если у него есть виза. И уж точно совершивший преступления или иным образом нарушающий закон «иноземец» может быть выдворен. Легализовать таких лиц, на мой взгляд, нельзя. Это как минимум несправедливо по отношению к другим иностранцам, которые тратят немало сил и средств для получения права законно жить и трудиться в России. Зачем соблюдать закон? Если можно потерять паспорт, назваться вымышленным именем и указать любую страну, месяц побыть под стражей и получить новые документы, «чистую» историю и право жить в стране», – полагает Максим Тимофеев.
По данным МВД России, в 2018 году на миграционный учет встало около 18 млн иностранцев и лиц без гражданства, было выдано почти 265 тысяч разрешений на временное проживание и почти 190 тысяч видов на жительство. В «черный список» включено около 230 тысяч человек, въезд которым в Россию запрещен.
Ежемесячно суды рассматривали в среднем 16 тысяч дел об административных правонарушениях в сфере миграции, 14 тысяч человек признаются виновными. Выдворение в качестве наказания ежемесячно назначается около 10 тысячам иностранцев.