12.02.2019
12.02.2019. АПИ — Сокрытие информации об организациях, в отношении которых введены «западные санкции», нарушает права других участников рынка. К такому выводу пришел Верховный суд России.
По общему правилу внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) данные являются открытыми и общедоступными. Также ведется федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, в который включаются в том числе сведения о признании организации несостоятельной. В то же время Правительству России предоставлено право скрывать такие данные в отношении ряда компаний. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром России Дмитрием Медведевым в январе прошлого года, конфиденциальной признается информация о лицах, в отношении которых иностранными государствами, межгосударственными учреждениями или иными иностранными субъектами «введены меры ограничительного характера». Сведения о таких фирмах исключались из многих других открытых реестров, в том числе исполнительного производства, связанных с рынком ценных бумаг и так далее.
Так называемые секторальные санкции США были введены в отношении АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». В результате в федеральный реестр не попало официальное сообщение о предъявленном этим банком иске о банкротстве ООО «Грейнлюкс» с уставным капиталом в 12,5 тысячи рублей, принадлежащего некому Юрию Листопадову и находящегося в деревне Козловка Смоленской области. Не зная о кризисном положении этой организации, ООО «Шекснинский имущественный комплекс» («ШИК») заключил с ней договора поставки и оказания услуг по хранению семян рапса.
В поданном в Верховный суд России административном иске юристы «ШИК» утверждали, что отсутствие обязательного сообщения в открытом доступе нарушило права и законные интересы кредитора, поскольку, лишенный возможности своевременно ознакомиться с такой информацией, он заключил с ООО «Грейнлюкс» договоры в период подозрительности, что влечет за собой риск оспаривания данных сделок.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что 28 декабря 2018 года в федеральный закон были внесены поправки, исключающие возможность засекречивания сведений о несостоятельности (банкротстве), об исполнительном производстве и предусмотренные законодательством о саморегулируемых организациях. «С данного момента оспариваемые положения Постановления вступили в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу», – заключил Верховный суд России, удовлетворяя требования ООО «Шекснинский имущественный комплекс».
В так называемый «Кремлевский список», подписанный президентом США Дональдом Трампом, включено более двухсот высокопоставленных российских политических деятелей и бизнесменов (олигархов). Кроме того, секторальные санкции введены в отношении 17 банков, в том числе «Сбербанка России», «ВТБ», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», Внешэкономбанка, «Яндекс.Деньги» и других.