Рейтинг@Mail.ru
home

20.02.2019

Цивилисты убеждены в неэффективности административных санкций за овербукинг

20.02.19. АПИ — За отказ авиакомпании от исполнения взятых на себя обязательств пассажиру должна выплачиваться неустойка. К такому выводу пришли в Исследовательском центре частного права имени С.С. Алексеева при Президенте России.

Инициированный группой депутатов Госдумы законопроект был направлен на борьбу с так называемым «овербукингом» – продажей авиакомпаниями не обеспеченных местами билетов (то есть сверх вместимости самолета). Статистика свидетельствует, что на регистрацию не приходит до 15 процентов обладателей авиабилетов, но продать освободившиеся места уже невозможно. Парламентарии апеллировали к данным транспортной прокуратуры, выявившей такую практику в авиакомпаниях «Победа», «Utair», «Уральские авиалинии», а также зафиксированные факты в «Аэрофлоте» и «S7». «Эти случаи представляют собой лишь «верхушку айсберга», поскольку львиная доля овербукинга так и остается незафиксированной по причине сложности доказывания факта «перепродажи» билетов – перевозчик в таких случаях обычно ссылается на технический сбой», – отмечается в пояснительной записке.

Для пресечения негативной практики депутаты предлагали ввести административную ответственность за незаконное прекращение или изменение авиакомпанией договора перевозки – штраф в сумме до 100 тысяч рублей за первый и до 200 тысяч – за повторный проступок. При этом выявлять нарушения делегировалось Ространснадзору и Роспотребнадзору, которые обязаны были в 15-дневный срок рассмотреть жалобу пассажира. По мнению парламентариев, для выявления «овербукинга» достаточно проверить так называемую полетную ведомость, доступ к которой граждане не имеют.

В то же время специалисты по гражданскому праву критически оценили законопроект. По мнению экспертов Исследовательского центра частного права, сам по себе вывод о том, что договор перевозки был расторгнут по инициативе перевозчика, является недостаточным для эффективной защиты прав пассажиров. В таких ситуациях клиент и на основании действующего Гражданского кодекса РФ вправе требовать возмещения убытков. «В то же время для более эффективной защиты интересов пассажиров целесообразно было бы ввести дополнительные меры гражданско-правовой ответственности перевозчика в случае отказа от исполнения договора перевозки по причине «овербукинга», например, в форме законной неустойки», – отмечается в заключении.

21 февраля проект такой резолюции планируется рассмотреть на заседании Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Отметим, что в Росавиации неоднократно напоминали о незаконности «продажи авиабилетов на рейс, превышающих количество кресел в салоне самолета». С другой стороны, еще в 2014 году Министерство транспорта РФ подготовило законопроект о легализации овербукинга: оказавшимся «лишними» пассажирам делегировалось право вернуть стоимость неиспользованного билета или лететь другим рейсом. Пока такая инициатива чиновников не получила поддержки федерального парламента.