Рейтинг@Mail.ru
home

27.02.2019

Верховный суд России: потребители вправе подавать иски, не предъявляя претензии

27.02.2019. АПИ — Условия договоров об обязательном претензионном порядке рассмотрения требований потребителей ничтожны. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Иск против ПАО АКБ «Связь-Банк» подал его вкладчик – уфимец Тимур Фасгиев. По мнению клиента, кредитная организация незаконно снизила начисляемые на его депозиты проценты. Однако Кировский районный суд Уфы оставил заявление потребителя без рассмотрения, так как им не был соблюден претензионный порядок. Судья Марат Галлямов указал истцу, что согласно подписанному им договору вклада все спорные вопросы стороны решают путем переговоров с соблюдением претензионного порядка. На рассмотрение требования банку выделяется 30 календарных дней, и только при недостижении договоренности клиент может обратиться в суд по месту нахождения кредитной организации или филиала.

Выводы суда первой инстанции поддержала и апелляционная коллегия. Хотя истец утверждал, что обязательный порядок урегулирования спора законом не предусмотрен, а он пытался обсудить вопрос по телефону и при личном обращении в банк. Однако служители Фемиды эти доводы игнорировали. «Проведение устных переговоров до обращения с иском в суд не может расцениваться как досудебная процедура в смысле требования о претензионном порядке урегулирования спора сторонами», – отмечается в решении.

В свою очередь, Верховный суд России отменил его как незаконное и нарушающее права вкладчика. Ведь Законом РФ «О защите прав потребителей» обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг не предусмотрен. «Договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию. В связи с этим подача досудебной претензии является правом потребителя, но не его обязанностью», – заключил Верховный суд России, обязывая районный суд рассмотреть иск Тимура Фасгиева по существу.

Ранее Роспотребнадзор уже дважды штрафовал АКБ «Связь-Банк» за незаконность включения аналогичного положения в кредитные договора. В свою очередь, юристы кредитной организации утверждали, что претензионная работа является способом защиты прав потребителя и в некоторых случаях становится эффективной мерой разрешения спорных вопросов. Однако арбитражный суд отверг эти доводы, напомнив о праве клиентов подавать иск, не ведя месячную переписку с банком.

Кроме того, незаконным неоднократно признавалось навязывание кредитными организациями условия о территориальной подсудности споров. Специальный федеральный закон и Гражданский процессуальный кодекс РФ гарантируют потребителю право обратиться как в суд по месту нахождения ответчика, так и по своему месту жительства. «В договорной оговорке о подсудности явно выражен односторонний интерес банка о рассмотрении споров в суде в установленном порядке по месту нахождения банка или его филиала. В соответствии с гражданско-правовыми принципами добросовестности и свободы воли сторон соглашение об установлении и изменении прав и обязанностей должно иметь все признаки формирования у потребителя осознанной воли (интереса), направленной на ограничение своего права», – констатировал арбитражный суд, подтверждая нарушения в действиях АКБ «Связь-Банк».

По мнению руководителя тренинговой компании «Школа переговорщиков ШИП» Дмитрия Коткина, увеличение судебных исков будет стимулировать бизнесменов к повышению качества сервиса. «С другой стороны, не исключены и обращения от психически нездоровых людей, обязательное предъявление претензий было бы определенным фильтром для такой категории потребителей. А это около 2-3 процента от общей численности населения, то есть порядка 4,5 млн человек», – полагает Дмитрий Коткин.

Справка

Ежемесячно российские суды рассматривают в среднем 3,5 тысячи исков потребителей к банкам и иным финансово-кредитным учреждениям, средний размер требований – 186 тысяч рублей. Почти 70 процентов исков удовлетворяется.