13.03.2019
13.03.2019. АПИ — Лауреаты присужденных Правительством России премий, в том числе в области науки и техники, не имеют право на специальное пособие. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Принятый в 2002 году федеральный закон предусматривал выплату имеющим «выдающиеся достижения и особые заслуги» гражданам дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере от 2,5 до 4,15 базовой ставки социальной пенсии (в настоящее время – от 22,7 до 37,6 тысячи рублей соответственно). Право на такое поощрение имеют Герои Советского Союза и России, кавалеры орденов Ленина, «За заслуги перед Отечеством», Святого апостола Андрея Первозванного, ордена Славы трех степеней, ряда иных наград, чемпионы Олимпийских игр, а также лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и «государственных премий Российской Федерации». В подтверждение статуса гражданин должен представить в пенсионную службу соответствующий документ, в частности – диплом лауреата Государственной премии РФ.
Действующие правила оформления материального обеспечения оспорил житель Ижевска Николай Зворыгин. В 1997 году постановлением, подписанным премьер-министром России Виктором Черномырдиным, ему была присуждена премия Правительства России в области науки и техники. Однако чиновники пенсионного ведомства не признали ее ни «выдающимся достижением», ни «особыми заслугами». Тогда как, по мнению самого гражданина, в федеральном законе словосочетание «государственные премии» изложено со строчной буквы, что позволяет лауреатам премий Правительства России претендовать на получение поощрительной выплаты.
Однако Верховный суд России счел такие грамматическими выводы ошибочными. Служители Фемиды пришли к выводу, что статусом «государственная премия Российской Федерации» обладают ежегодная Государственная премия РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Государственные премии РФ в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, в области правозащитной деятельности и в области благотворительной деятельности. Обладатели таких премий являются «Лауреатами Государственной премии Российской Федерации» и получают соответствующий диплом.
«В отличие от государственных премий Российской Федерации, премии Правительства России учреждаются от его имени в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер», – отмечается в решении высшей инстанции.
Ранее вопрос о расширении категории имеющих «выдающиеся достижения и особые заслуги» граждан неоднократно рассматривался Конституционным судом России. На этот статус претендовали обладатель нагрудного знака «Изобретатель СССР» Владимир Кожин, лауреат премии Совета Министров СССР Юрий Калиниченко, обладатель почетного звания «Заслуженный строитель РСФСР» Анатолий Суворов и другие. Но во всех случаях служители конституционной Фемиды отказались рассматривать их требования по существу.
Обширная практика сложилась и в судах общей юрисдикции. Так, отклоняя иск гражданина Пугачева, Санкт-Петербургский городской суд констатировал, что при определении права на дополнительное материальное обеспечение должны учитываться исключительно премии, которые присуждались высшими органами государственной власти от имени СССР, РСФСР и Российской Федерации: «То есть носящие общегосударственный характер. Иные премии, в том числе международных фестивалей, негосударственных организаций, различных фондов, государственных органов субъектов Федерации, Российской академии наук и другие, во внимание не принимаются». К аналогичному выводу пришел и Московский городской суд, рассмотрев иск «лауреата» Мостакова: «В отличие от Государственной премии СССР, премия Совета Министров СССР учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом «Государственной» премии не наделена».