Рейтинг@Mail.ru
home

02.04.2019

Активистам разрешили пикетировать органы власти

02.04.2019. АПИ — Региональные власти не вправе ограничивать места проведения пикетов. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Спор разгорелся вокруг закона Тверской области, регулирующего организацию публичных мероприятий. Он запрещал их проведение в том числе на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти и муниципалитетам, жилым домам (в том числе частным), учреждениям здравоохранения, культуры и спорта, на тротуарах и многих других местах. На основании этого закона Татьяну Джинчвеладзе уличили в проведении несанкционированного одиночного пикета у здания администрации и наложили административный штраф в размере 500 рублей. Причем задержана полицией она была уже через минуту после начала публичного мероприятия.

Не согласившись с таким наказанием, Татьяна Джинчвеладзе оспорила легитимность самих введенных областным законом ограничений. Ведь действующий федеральный закон делегирует субъектам Федерации право дополнительно определять места, в которых запрещается проведение только собраний, митингов, шествий и демонстраций. Тогда как областные власти произвольно ограничили и места проведения иных публичных мероприятий, в том числе пикетов.

Тверской областной суд не усмотрел в спорной норме нарушений прав административного истца и признал ее законной. «Возможность неоднозначного и расширительного толкования данная норма не допускает, и о нарушении требования определенности, ясности, недвусмысленности, о ее несогласованности с системой действующего правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений не свидетельствует. Доводы административного истца о том, что оспариваемая норма Закона Тверской области устанавливает запрет на проведение пикетирования, являются неверными, основанными на ее субъективном толковании приведенного нормативного положения», – заключили служители Фемиды.

Вместе с тем в тот же день апелляционная инстанция того же областного суда отменила постановление о привлечении Татьяны Джинчвеладзе к административной ответственности. Было установлено, что она имела право проводить одиночный пикет у здания администрации: «Таким образом, требования сотрудников полиции прекратить одиночное пикетирование и пройти в служебный автомобиль для доставления в отдел полиции в целях установления личности и составления протокола об административном правонарушении в данном случае не основаны на законе», – отмечается в решении суда.

В свою очередь, Верховный суд России признал незаконной и саму спорную норму. Служители Фемиды пришли к выводу, что она устанавливает места, в которых не допускается проведение любой формы публичного мероприятия, включая пикетирование, что не соответствует федеральному закону.

Отметим, что организация одиночных пикетов допускается без согласования (получения разрешения) соответствующих органов власти. В то же время закон признает одним публичным мероприятием «совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией». Конституционный суд России не усмотрел в такой норме нарушений или неоднозначности, так как она направлена на пресечение «злоупотребления правом на свободу мирных собраний посредством организации под видом отдельных одиночных пикетов коллективных публичных акций».

Справка

Ежегодно российские суды рассматривают до 5,1 тысячи дел о нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, 75 процентов подозреваемых признают виновными.