Рейтинг@Mail.ru
home

11.04.2019

По этапу с комфортом

Правительство России обязали улучшить условия перевозки заключенных. Такое решение вынес Европейский суд по правам человека. Отечественные ведомства не отрицают необходимость модернизации автозаков и вагонов для спецконтингента, но не торопятся исправлять ситуацию.

11.04.2019. АПИ — В ходе так называемого этапирования обвиняемые и осужденные порой часами находятся в неотапливаемых и плохо вентилируемых камерах. На каждого перевозимого приходится менее 0,2 кв. метров площади, не всегда есть возможность встать, ночью – лечь, а также выйти в туалет. Такие условия Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже неоднократно признавал бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство.

Чрезмерные страдания

Новое решение было принято по итогам рассмотрения жалоб сразу семи россиян, осужденных за различные преступления. В период следствия, рассмотрения дела в суде и после вынесения приговора они конвоировались в специальных автомобилях и железнодорожных вагонах. Кроме тесноты, холода, недостатка свежего воздуха и света заключенные нередко лишались элементарных бытовых удобств. Например, сливными туалетами вагонов нельзя было пользоваться во время остановок и в санитарной зоне городов. Вагон, в которым находился один из заявителей – осужденный Евгений Раков, простоял на подъездных путях станции Уссурийск всю ночь: его «пассажиры» были заперты в камерах, справлять нужду им предложили в пластиковые пакеты или бутылки и прятать их под нижней полкой.

Заместитель министра юстиции РФ Максим Гальперин, представляющий страну в Страсбурге, уклонился от активного участия в процессе. Признавая права как минимум трех из шести заявителей на достойные условия перевозки нарушенными, власти согласились выплатить им денежные компенсации в размере от 500 до 1,5 тысячи евро и прекратить рассмотрение дела.

Потерпевшие от таких выплат отказались и не проиграли: ЕСПЧ оценил их страдания в три раза дороже – обязали Россию выплатить от 1,5 до 5 тысяч евро каждому: «Даже в отсутствие намерения унизить или унижать заявителей фактические условия перевозки приводили к страданиям, превышающим неизбежный, свойственный содержанию под стражей уровень. Эти условия подрывают их человеческое достоинство, такое обращение должно быть охарактеризовано как «бесчеловечное и унижающее достоинство», – заключил Европейский суд.

Последнее предупреждение

Оглашенное в этот вторник решение ЕСПЧ – уже более чем 40-е по проблеме транспортировки заключенных. Одно из первых было принято в 2005 году по жалобе Дониера Худоерова. Только за последние два года Европейский суд признавал условия в автозаках и спецвагонах бесчеловечными почти два десятка раз. В этих решениях неоднократно указывается, что площадь (от 0,35 до 0,49 кв. метров) и высота (от 1,5 до 1,56 метров) одиночных камер (так называемых «стаканов») в специально оборудованных автомобилях ЗИЛ и КАМАЗ не позволяют человеку среднего роста войти и стоять во весь рост, что «приводит к негативным последствиям для заявителей, особенно в результате длительной перевозки». Недостаточно вместительными страсбургские служители Фемиды считают и общие отсеки автозаков, имеющих площадь до 4,2 кв. метров, в которых нередко перевозится до 24 человек. Равно как и купе-камеры в железнодорожных вагонах.

Однако опрошенные АПИ члены общественных наблюдательных комиссий отмечают, что большинство предыдущих решений ЕСПЧ не были «чистыми» – они принимались с учетом не только приходящейся на заключенного удельной площади в камере автозака или спецвагона, но и совокупности иных вредоносных факторов – продолжительность перевозки, отсутствие питания, естественного освещения и вентиляции.

Кроме того, впервые Европейский суд указал на обязанность России не только выплатить компенсацию в несколько тысяч евро, а принять общие меры и исправить ситуацию. Конкретные способы решения проблемы властям совместно с Кабинетом министров Совета Европы предписывается проработать в течение ближайших 18 месяцев: «Принимая во внимание периодический и постоянный характер проблемы, большое количество людей, которых она затронула или способна затронуть, Суд вынужден более глубоко рассмотреть основные структурные проблемы, изучить их источник и оказать дальнейшую помощь государству-ответчику в поиске соответствующих решений», – констатирует ЕСПЧ. Одновременно на полтора года страсбургские служители Фемиды «заморозили» рассмотрение других жалоб заключенных на условия перевозки.

Работа над ошибками

Позиция российских властей остается противоречивой. С одной стороны, представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) неоднократно заявляли, что на закупку новых или существующую модернизацию используемых транспортных средств нужны немалые бюджетные инвестиции, а снижение наполняемости приведет к задержкам в перевозке заключенных.

Согласно ведомственной инструкции Минюста площадь одиночных отсеков в автозаках должна составлять 0,32 кв. метра, столько же на каждого пассажира приходится в вагонах для спецконтингента. Верховный суд России признал такие условия допустимыми: «Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются при наличии необходимых экономических и социальных возможностей», – констатировала высшая инстанция (АПИ писало об этом решении – Безразмерные камеры).

С другой стороны, юридическое ведомство не отказывается выполнять требования ЕСПЧ. Согласно официальному докладу о результатах мониторинга правоприменения соответствующие меры уже принимаются: в феврале минувшего года плотность больших камер спецвагонов была снижена с 12 до 10 человек, малых – с 6 до 4. Утверждены новые требования и к автозакам: «При их разработке учитывались правовые позиции Европейского суда, а также требования ряда государственных стандартов, в том числе обеспечивающих улучшение условий транспортировки спецконтингента», – отмечается в докладе.

До второго пришествия

В перспективе заключенных планируется перевозить в современных двухэтажных «вагонзаках», МВД России ведет работу «об улучшении условий конвоирования», в том числе путем внесения конструктивных изменений в модельный ряд оперативно-служебных автомобилей. Подвести первые итоги работы планируется уже к июлю этого года, но когда планы по модернизации будут реализованы – не называется. В свою очередь, в рамках Государственной программы «Юстиция» в IV квартале 2019 года должна начаться поэтапная замена специальных вагонов моделями новой конструкции, а также обновление установленных на автозаках технических средств охраны, надзора и средств связи. По утверждению МВД России, в эксплуатацию уже поступило 26 вагонов, оснащенных кондиционерами, биотуалетами, современными средствами освещения и видеонаблюдения.

Кроме того, в Минюсте подчеркивают, что Сборник практики по транспортировке заключенных Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) был опубликован только в июне 2018 года. Это документ впервые вводит четкие стандарты: не менее 0,4 кв. метров площади на одного заключенного при короткой и от 0,6 – при длительной перевозке. Площадь одиночных отсеков должна составлять не менее 0,6 кв. метров. Все транспортные средства должны быть оборудованы соответствующими защитными устройствами – ремнями безопасности.

В ЕСПЧ в целом удовлетворены усилиями, которые были предприняты российскими властями с целью улучшения условий перевозки заключенных: «Тщательный анализ существующей нормативной базы будет продолжен параллельно с переоборудованием тюремных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в настоящее время, или их заменой новыми моделями. Они должны быть адаптированы для выполнения выводов Европейского суда», – отмечается в решении.

Ближе едем – краше будем

Одновременно в Страсбурге предлагают и альтернативные способы исправления ситуации. В том числе соблюдать установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ правила о размещении осужденных вблизи их прежнего места жительства (АПИ писало об этом – Места не столь отдаленные). В этом случае необходимость длительного этапирования по железной дороге отпадет. Хотя в Совете Европы понимают исторически сложившуюся в России проблему неравномерного распределения пенитенциарных учреждений по территории крупнейшей в мире страны. Так, в столичном регионе на 22 млн населения приходится шесть исправительных колоний, тогда как на 900 тысяч проживающих в Коми – вдвое больше.

Важной гарантией предотвращения нарушений в сфере перевозки ЕСПЧ считает и эффективную систему подачи жалоб заключенными. Причем не только в суд, но в сам ФСИН и прокуратуру. Особая роль в защите прав заключенных в пути отводится общественным наблюдательным комиссиям: «Однако, чтобы быть по-настоящему эффективными, им потребуется расширенный мандат и полномочия для принятия обязательных решений. Российские власти должны решить, какую реформу можно было бы предусмотреть», – заключил Европейский суд.

Пока попытки перенесших бесчеловечные условия заключенных добиться компенсации в российских судах были безрезультатными. Так, Сергея Осокина в течение почти года возили в автозаке, в котором он проводил до четырех часов в день. По словам истца, «во время движения он сидел на деревянных лавках, на поворотах «летал» в прямом смысле слова по всему «автозаку», ударялся головой и ногами, испытывал сильную физическую боль, на кочках ударялся о деревянную лавку. Сами сотрудники были пристегнуты, так как их кресла оборудованы ремнями безопасности. А подозреваемых перевозят, как «скот». В зимнее время температура в машине была такая же, как на улице, ноги просто замерзали. Печка имеется только в том месте, где сидят сотрудники полиции. Летом в «автозаке» стоит жара, приходится раздеваться. Железо прогревается до такой степени, что становится раскаленным», – утверждал Сергей Осокин.

Тогда как по утверждению представителей МВД России, используемые для перевозки обвиняемого автомобили были надлежащим образом сертифицированы, оборудованы печками, естественной вентиляцией и биотуалетами. «Перемещение Осокина С.Ю., содержащегося под стражей, в спецавтомобилях, технически оснащенных в соответствии со стандартом отрасли, само по себе не свидетельствует о жестоком и бесчеловечном обращении», – заключил суд, отклоняя требования заключенного. К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия. 

Столичные служители Фемиды не усмотрели нарушений в деле бывшего работника правоохранительных органов Юрия Кудрявцева, осужденного за разбой и двойное убийство. Истец утверждал, что его возили в «столыпинских вагонах» без окон и санузла. Из-за неисправности печки в автозаках он заболел гипертонией. Однако суд пришел к выводу, что осужденный перевозился в автомобилях и вагонах, соответствующих современным требованиям, в том числе оборудованных вентиляцией и работающим отоплением. «Норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответствует установленным для данного транспортного средства техническим характеристикам и санитарным правилам», – отмечается в решении Московского городского суда.

Частичную «победу» удалось одержать одному из заявителей в ЕСПЧ – Верховный суд Республики Коми признал незаконными действия региональных управлений ФСИН по этапированию Дмитрия Васильева в тесной камере железнодорожного вагона как не соответствующие положениям Европейской конвенции и Международного пакта о гражданских и политических правах. Однако кассационная коллегия отменила это решение, так как перевозка истцов осуществлялась при соблюдении требований к номинальной вместимости специального транспорта, установленных ведомственной инструкцией МВД РФ и Минюста.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 558,8 тысячи человек, в том числе 457,5 тысячи отбывает наказание в исправительных колониях, 33,5 тысячи – в колониях-поселениях. В следственных изоляторах находится 100,8 тысячи обвиняемых.

Мнения

 

Эрнест Мезак, юрист фонда «Общественный вердикт»

В отличие от ранее вынесенных, оглашенное 9 апреля постановление ЕСПЧ является «пилотным». То есть Европейский суд не просто констатировал факт нарушения прав конкретного заявителя и обязал выплатить ему компенсацию в несколько тысяч евро, а установил системную проблему и структурные дефекты законодательства. Власти теперь обязаны устранить эту проблему, в том числе путем изменения законодательства.

В данном случае речь идет о правах десятков тысяч заключенных, которые ежегодно перевозятся в бесчеловечных условиях. Нашей стране, в частности, предписывается отказаться от использования глухих одиночных камер автозаков («стaкaнов»), убрать в больших камерах спецвагонов откидную полку, обеспечить адекватные условия сна для заключенных в дальних поездках, достаточный доступ к туалету, питьевой воде и пище, а также индивидуально оценивать нужды заключенных с особыми потребностями.

Для изменения законодательства ЕСПЧ дал нашему правительству 18 месяцев, на мой взгляд, вполне достаточно. Хотя в нашей стране есть традиция затягивания исполнения «пилотных» решений. Если в этот срок ситуация не будет исправлена – накопившиеся жалобы заключенных будут рассматриваться в упрощенном порядке. А поток таких жалоб, полагаю, будет расти.

Нелля Шишова, адвокат благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая»

В решении Европейский суд очень адекватно оценивает сложившуюся ситуацию. Он описывает не только ужасы и издевательства при транспортировке подозреваемых, обвиняемых или осужденных, но и требования к властям по исправлению выявленных нарушений. В нашей стране любой, кто соприкоснется с этой проблемой, понимает, что в XXI веке такие условия перевозки однозначно трактуются как пытки. Любой заключенный отчетливо помнит из всего срока заключения время «этапов».

В исправительных учреждениях недавно прибывшие отличаются от остальных изможденным видом и проблемами со здоровьем. В первое время люди в течение нескольких недель приходят в себя от ужасов транспортировки.

Надеюсь, что решение ЕСПЧ подтолкнет наши власти на улучшение условий перевозок заключенных. Но для исправления ситуации помимо больших бюджетных средств нужна и воля ответственных должностных лиц. А вот именно в наличии у наших руководителей желания и воли решить этот вопрос я не уверена.

Заключенным это постановление предоставит возможность получить хоть какую-то компенсацию от государства за тяжелейшие условия перевозок.