Рейтинг@Mail.ru
home

03.07.2019

Прозелитизм отделили от религиозного просвещения

03.07.2019. АПИ — Нейтральное информирование о вероучении не является миссионерской деятельностью. Эти и другие спорные вопросы применения законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях разъяснил Верховный суд России.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает жесткие санкции в том числе за умышленное публичное осквернение или уничтожение предметов религиозного почитания, литературы, а также знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики. Например, владелец одного из баров разместил две статуи Будды и включил в меню алкогольные напитки с названиями «Будда» и «Будда 2». Приглашенный судом эксперт пояснил, что статуя Будды Шакьямуни используется в культовой деятельности как объекты поклонения и является почитаемым символом в тибетском буддизме, исповедуемом на территории России бурятами, калмыками и тувинцами. Деяния генерального директора учреждения общественного питания квалифицировали как осквернение святыни.

Но чаще всего на практике применяются новые составы правонарушений, направленные на ограничение миссионерской деятельности. Они были введены в 2016 года так называемым «законом Яровой». Под миссионерством понимается распространение информации о вероучении с целью привлечения новых членов, то есть прозелитизм. По мнению Верховного суда России, таковым нельзя признавать, в частности, нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении и его деятельности. «Под понятие миссионерской деятельности не подпадает также размещение в Интернете ссылок на специализированные ресурсы религиозных объединений, поскольку они не вводят пользователей в заблуждение относительно открываемой с их помощью информации и не препятствуют им в доступе к интересующим их материалам», – отмечается в обзоре высшей инстанции.

Служители Фемиды напоминают об обязанности религиозных организаций во всех случаях указывать свое полное официальное наименование. Так, штраф в сумме до 50 тысяч рублей может быть наложен за отсутствие такой информации на здании или помещении по месту нахождения прихода. Также наименование должно наноситься на выпускаемые или распространяемые организацией литературу, аудио- и видеоматериалы. Причем такой маркировке подлежит продукция, как имеющая, так и не имеющая религиозного назначения. 

Более того, распространением признается не только вручение материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к ним «неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности». В частности, нарушением признали размещение в социальной сети «Вконтакте» и на видеохостинге «YouTube» записей и текстов без указания полного наименования организации. В другом случае прокуратура выявила немаркированную литературу в самом приходе, при этом доступ к ней имели не только его члены.

Штраф в 100 тысяч рублей был наложен на миссионеров, арендующих помещение в культурном центре. Но стол с литературой, фотографии о деятельности и приглашения посетить экспресс-курс по основам ислама и чтению религиозной литературы для мужчин были выставлены в коридор, который арендатору не передавался.

Специальные санкции установлены действующим законом в отношении уличенных в незаконном осуществлении миссионерской деятельности иностранцев – кроме штрафа они могут быть в административном порядке выдворены за пределы России. Вместе с тем высшая инстанция напоминает об обязанности судей оценивать необходимость и соразмерность применения таких мер. В качестве примера Верховный суд России приводит дело гражданина Индии Мани Викторимманувел. Будучи волонтером Церкви христиан веры евангельской «Божья любовь», но не получив от нее надлежащим образом оформленных полномочий, он распространял материалы об этом вероучении в деловом центре «Форт Диалог» в городе Набережные Челны. При этом использовалось помещение, арендуемое им как руководителем коммерческой организации. Суд наложил на миссионера штраф с административным выдворением за пределы России в форме контролируемого самостоятельного выезда. Апелляционная инстанция признала такую меру наказания законной и обоснованной.

В свою очередь Верховный суд России указал на несоразмерность санкций, так как правонарушитель проживал в нашей стране более десяти лет, обучался в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, женат на гражданке России и имеет дочь. «Приведенные выше обстоятельства позволили сделать вывод о прочной семейной и социальной связи иностранного гражданина Мани Викторимманувел в России», – заключила высшая инстанция. 

Справка

По данным портала «Судебные решения РФ», в 2018 году за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях к административной ответственности было привлечено 250 человек.