Рейтинг@Mail.ru
home

10.09.2019

Борьбу с отмыванием денег возложат на весь добросовестный бизнес

10.09.2019. АПИ — Все юридические лица могут обязать принимать меры по противодействию отмыванию преступных доходов. С такой инициативой выступила Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Действующий федеральный закон предусматривает особые обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов. К ним относятся банки, страховщики, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, иные профессиональные участники финансового рынка, в ряде случаев – риелторы, нотариусы, адвокаты и многие другие. Им предписывается принимать меры по идентификации клиента и выгодоприобретателей, выявлению спорных операций, их блокировке и многие другие.

В Росфинмониторинге (так называемой «финансовой разведке») считают такой контроль недостаточным: «В настоящее время уголовно-правовое воздействие за преступные деяния, связанные с легализацией преступных доходов, в полном объеме возлагается на физическое лицо, не применяя меры в отношении юридического лица. Между тем, преступные доходы вводятся в легальном режиме с использованием официально зарегистрированных юридических лиц. Вследствие отсутствия обязанностей по предупреждению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и ответственности юридических лиц у них фактически отсутствует мотивация к соблюдению закона в ситуации, когда его нарушение позволяет извлечь экономическую выгоду», – убеждены в ведомстве.

Подготовленный законопроект предусматривает обязанность всех организаций принимать меры по предупреждению совершения в их интересах или от их имени сделок или операций с денежными средствами, заведомо приобретенными преступным путем. «Установление предлагаемой обязанности и соответствующей ответственности для юридических лиц сместит вектор наказания за преступление в сторону неблагоприятных последствий для организации, которая наряду с физическим лицом будет нести ощутимые имущественные, репутационные и иные потери. Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию им действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками», – поясняют в «финансовой разведке». 

Правда, сам документ не содержит конкретных требований. По существу, компаниям лишь предложат сотрудничать с правоохранительными органами и самим Росфинмониторингом, информировать о принимаемых мерах сотрудников, а также внедрять процедуры, «направленные на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций». Также юридические лица опять же вправе принимать иные меры по предупреждению легализации полученных преступным путем доходов, «в зависимости от специфики своей хозяйственной деятельности».

С другой стороны, за совершение в интересах компании сделок или финансовых операций с приобретенным преступным путем имуществом на них планируется налагать административные штрафы в трехкратном размере от суммы самой сделки, но не менее миллиона рублей. Само имущество подлежит конфискации, а деятельность компании – приостановлению на срок до трех месяцев. Но для применения таких санкций «финансовой разведке» придется доказать, что от имени юридического лица выступал уполномоченный представитель либо заведомо незаконную операцию совершал руководитель или бенефициарный (фактический) владелец компании.

Такие нормы, по уверению чиновников, предусмотрены обязательствами России по исполнению в том числе Конвенции Совета Европы. Однако она касается только мер против манипулирования спортивными соревнованиями. В ведомстве также напоминают, что «создание механизма противодействия криминализации экономики и вводу «грязных» денег и имущества в официальный хозяйственный оборот путем введения соответствующей ответственности для юридического лица также направлено на решение задач, поставленных в Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года». 

Справка

По прогнозам Росфинмониторинга, требования затронут более 118 млн юридических лиц.