Рейтинг@Mail.ru
home

24.09.2019

«Аквариумы» остались в судебных залах

24.09.2019. АПИ — Верховный суд России отказался рассматривать по существу вопрос о законности помещения подсудимых в специальные стеклянные защитные кабины.

Установка в залах судебных заседаний таких кабин, именуемых зачастую «аквариумами», предусмотрена ведомственными наставлениями по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Этот документ для служебного пользования был утвержден МВД России еще в 1996 году и официально не опубликован.

Административный иск в Верховный суд России о признании спорной нормой недействующей подал Вадим Аникеев. По его мнению, содержание обвиняемых в кабинах нарушает Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает обязательное участие обвиняемого, но не оговаривает его изоляцию.

Однако в ходе рассмотрения его иска было установлено, что оспариваемые наставления еще в 2006 году были признаны утратившими силу. Причем это решение было опубликовано официально. Поэтому служители Фемиды прекратили производство по делу из-за отсутствия предмета спора: «Приказ, действие которого прекращено в связи с признанием утратившим силу, перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может», – отмечается в определении Верховного суда России.

Отметим, что еще вступая в Совет Европы в 1996 году, Россия взяла на себя обязательства прекратить помещение обвиняемых в клетки и «аквариумы». Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно рассматривал такую практику как «оскорбление человеческого достоинства и унижающее достоинство обращение»: «Среднестатистический наблюдатель мог легко поверить в то, что в суде находится крайне опасный преступник. Такое публичное разоблачение унижало его и вызывало в нем чувство неполноценности. Не было никакой реальной опасности того, что заявитель скроется от суда, где он находился под наблюдением многочисленных охранников непосредственно возле клетки и значительного числа вооруженных охранников в непосредственной близости от здания суда», – отмечается в решении Европейского суда по жалобе Бориса Ходорковского и Платона Лебедева.

Однако государственные органы в настоящее время уклоняются от исполнения принятых в Страсбурге решений. В Генеральной прокуратуре России считают применение закрытых кабин необходимым для обеспечения общественной безопасности и надлежащих условий при проведении судебного разбирательства. В Министерстве юстиции РФ указывают на практику ряда других стран Совета Европы – применение боксов или «специальных отделений» в Испании, Италии, Франции, Германии, Финляндии, Армении и других государствах (АПИ подробно писало об этой проблеме – Суд за решеткой).

В свою очередь, в Верховном суде России считают проблему технической – установка «аквариумов» предусмотрена принятыми в 2012 году строительными нормативами проектирования и строительства зданий судов. Хотя, по данным АПИ, этот свод правил также утратил силу. Но новый нормативно-технический документ, утвержденный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в августе 2018 года, также предусматривает размещение в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел защитных кабин. В них предписывается оборудовать автономную вентиляцию, на каждого обвиняемого выделять не менее 1,2 кв. метров площади, а стены выполнять из устойчивого к огнестрельному оружию и взлому стекла.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2018 году российские суды рассмотрели уголовные дела в отношении 956 тысяч обвиняемых. Из 113 тысяч ходатайств о применении меры пресечения в виде содержания под стражей обоснованными было признано 102 тысячи (90,3 процента). Еще 88 тысяч осужденных арестовали после провозглашения приговора.