09.10.2019
09.10.2019. АПИ — Отсутствие бюджетных ресурсов и запаса бесплатных лекарств не снимает с властей обязанности оплатить их приобретение. К такому выводу 8 октября пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Жалобу в Страсбург подал страдающий раком петербуржец Игорь Федулов. Как инвалид он имел право на бесплатное получение лекарств, в том числе жизненно необходимого Бикалутамида. Пациент был внесен в соответствующий федеральный реестр и прикреплен к одной из аптек. Однако из пяти рецептов он смог «отоварить» только один – в остальных случаях препарат отсутствовал. Более того, чиновники разных ведомств даже не могли сообщить, когда он будет закуплен. Такая ситуация вынудила Игоря Федулова приобрести лекарства за свой счет, потратив на них 49,4 тысячи рублей (семь месячных пенсий по инвалидности, на момент покупки – примерно 1,4 тысячи евро).
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) отказались возмещать затраты гражданина. В суде, в который обратился инвалид, представители этих органов также ссылались на объективные трудности, в первую очередь отсутствие необходимого федерального финансирования. Выяснилось, что петербургский ФОМС направил заявку, но она была отклонена в связи с перерасходом лимита. В свою очередь в Комитете по здравоохранению признали только обязанность осуществлять «функции координации и мониторинга реализации соответствующей федеральной программы». Не усмотрев вины привлеченных в качестве ответчиков государственных органов, суд отклонил иск Игоря Федулова. К такому же выводу пришла и апелляционная инстанция.
Представители российских властей в ЕСПЧ вынуждены были признать отсутствие в национальном законодательстве конкретных механизмов, позволяющих гражданам получить возмещение фактических расходов на оплату социальной помощи, которая им должна предоставляться бесплатно. При этом, по мнению чиновников Министерства юстиции РФ, отечественные суды справедливо отклонили иск заявителя к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга и территориальному ФОМС.
В свою очередь Европейский суд констатировал, что окончательный отказ в предоставлении заявителю возмещения расходов со ссылкой на недостаток средств противоречил российскому законодательству и был произвольным. Поэтому государство обязали выплатить Игору Федулову потраченные на лекарства 1,4 тысячи евро и еще 6,5 тысячи – в качестве компенсации причиненного морального вреда.
В то же время страсбургские служители Фемиды указали, что рассматриваемое дело является скорее исключением – во многих других случаях российские суды удовлетворяют аналогичные иски граждан, имеющих право на бесплатное предоставление лекарств, но не получивших их из-за отсутствия препаратов и вынужденных нести соответствующие расходы. Более того, в таких решениях бремя ответственности за обеспечение льготных категорий лекарственными средствами возлагалось на органы власти субъектов Федерации, в том числе и Северной столицы: «Бесперебойное снабжение соответствующими медикаментами имело жизненно важное значение для жизни заявителей. Не обеспечив бесперебойное снабжение или предоставляя эти лекарства лишь изредка, Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга нарушил это обязательство, и поэтому он должен возместить расходы, понесенные заявителями при покупке самих лекарств», – отмечалось в судебных решениях.
Такой же позиции придерживаются и высшие инстанции. Так, еще в 2014 году Верховный суд России указал, что обеспечение инвалидов лекарственными препаратами должно осуществляться бесперебойно, а право на их получение не поставлено законом в зависимость от норматива финансовых затрат и не ограничено размером предоставляемых из федерального бюджета субвенций. Поддержала высшая инстанция и решение о возмещении стоимости самостоятельно приобретенных инвалидом препаратов за счет аптечного предприятия, которое выступало ответчиком наряду с региональными властями (Министерством здравоохранения Красноярского края). Более того, служители Фемиды взыскали еще и компенсацию морального вреда, так как неправомерными действиями аптеки истцу были причинены «нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья и возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием назначенного врачом лекарственного препарата».
Отметим, что с этого года в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов добавлено 12 онкологических лекарственных средств. «Они также должны войти в список препаратов, которыми регионы обеспечивают всех нуждающихся граждан», – заявила вице-премьер Татьяна Голикова.