20.11.2019
20.11.2019. АПИ — Устройства для нагревания табака IQOS используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, а потому их реклама ограничена. К такому выводу пришел арбитражный суд.
Нарушение «антитабачного» законодательства в ходе контрольной закупки инспекторы Роспотребнадзора выявили в деятельности ООО «ПрайсМедиа». В столичном торговом центре «Афимолл Сити» его магазин был оборудован столиками, где размещались демонстрационные устройства IQOS (вейпы) и предназначенные в качестве пробника открытые пачки с табачными стиками. Продавцы-консультанты предлагали в качестве теста попробовать табачные стики через тестовое устройство IQOS. Кроме того, само устройство (именуемое также «электронной сигаретой») можно на неделю получить бесплатно при условии покупки трех пачек табачных стиков и залога в размере двух тысяч рублей. В надзорном ведомстве расценили такие действия как стимулирование продажи табачной продукции, которое запрещено, и привлекли компанию к административной ответственности.
Оспаривая вынесенное постановление, представители ООО «ПрайсМедиа» указывали на пробел в законодательства – отсутствие норм, регулирующих оборот «электронных сигарет».
Однако служители Фемиды констатировали, что реализуемые стики содержат табак, и этот факт компания не отрицала. Ограничения на продвижение такой продукции установлены как действующим российским федеральным законом, так и Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака: «Стимулирование продаж представляет собой совокупность действий для повышения уровня сбыта табачной продукции. Такими стимулами выступают различные скидки, накопительные бонусы, премии и подарки, то есть некий материальный интерес. У ООО «ПрайсМедиа» имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению», – заключил суд.
Апелляционная инстанция подтвердила такое решение, оно вступило в законную силу.
Отметим, что практика применения «антитабачного» законодательства в отношении «электронных сигарет» остается противоречивой. Формально оно регулирует производство, продажу и использование только табачных изделий – продуктов, полностью или частично изготовленных из табачного листа. В самих нагревательных устройствах (вейпах) они отсутствуют. Определения электронной системы доставки никотина и жидкости для нее закреплены в Налоговом кодексе РФ, но исключительно в целях взимания акцизов. По последним данным, ограничения на продажу или использование «электронных сигарет» введены только в 15 субъектах Федерации, тогда как во всех остальных их формально законно можно продавать даже подросткам и курить в школах, больницах, на вокзалах и в иных общественных местах.
С другой стороны, в Федеральной антимонопольной службе считают возможным отнести вейпы к курительным принадлежностям (наряду с трубками, кальянами, сигаретной бумагой и зажигалками), реклама которых законом запрещена.
По оценкам международной консалтинговой компании EY, «электронные сигареты» курит около одного процента взрослых россиян, тогда как обычные – примерно каждый третий.