Рейтинг@Mail.ru
home

10.12.2019

Сдачу электронной отчетности в пенсионный фонд упростят

10.12.2019. АПИ — Для предоставления обязательной отчетности по страховым взносам и «электронных трудовых книжек» работодателям не придется заключать специальные «бумажные» соглашения. Упразднить такую обязанность согласился Пенсионный фонд России (ПФР).

Все компании и индивидуальные предприниматели обязаны ежемесячно представлять в ПФР сведения о работающих (форму СЭВМ). Организации, в которых трудится более 25 человек, должны это делать через систему электронного документооборота. Уже принятые поправки предъявляют такие требования к работодателям со среднесписочной численностью даже в десять человек.

Вместе с тем действующие подзаконные акты предусматривают возможность использования электронного документооборота между компаниями и органами ПФР только при условии заключения специального соглашения, причем в бумажном виде. Такая процедура вынуждала бухгалтеров или иных сотрудников работодателей по несколько раз ездить в офисы ведомства и так далее. Кроме того, при смене оператора электронного документооборота требовалось вносить в ранее заключенное соглашение изменения.

Опубликованный в ноябре проект нового регламента также предусматривал необходимость предварительного заключения соглашения. Критически к этой идеи отнесся в том числе постоянный эксперт АПИ Максим Тимофеев. Он указывал на неопределенность правовой природы такого договора, возможности сторон определять его условия и отсутствие у обязанных представлять электронную отчетность компаний прав отказаться от заключения сделки. Кроме того, без заключения соглашений отчетность в электронном виде принимают налоговые органы, Фонд социального страхования, Росстат и многие другие ведомства. «Также убежден, что вводимая неопределенность является коррупциогенным фактором – некие должностные лица территориальных органов ПФР наделяются полномочиями заключать или отказывать в подписании соглашений, в том числе с коммерческими организациями. Такие полномочия ничем не регламентированы», – отмечается в возражениях эксперта, представленных в ПФР в ходе общественного обсуждения проекта правового акта.

Чиновники ПФР де-факто приняли критику – в обновленном документе, представленном в начале декабря, соглашение не упоминается. Для регистрации в системе электронного документооборота работодатель должен представить только электронное заявление с указанием своих реквизитов.

Отметим, что с 1 января все работодатели в рамках закона об электронной трудовой книжке обязаны ежемесячно предоставлять в ПФР в электронном виде сведения о трудовой деятельности и стаже каждого работника: о приеме на работу и увольнении, переводе с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое или переименование организации. «Раньше в Пенсионном фонде таких данных не было, теперь же все, что записано в трудовой книжке, будет предоставляться нам в электронном виде от работодателей в соответствии с Трудовым кодексом РФ. А с 2021 года данные будут предоставляться более оперативно. То есть данные о приеме на работу и увольнении работодатель будет передавать нам на следующий рабочий день. Это нужно для того, чтобы у работника сразу были на руках эти сведения для его последующего трудоустройства. А вот остальные сведения работодатели будут предоставлять также ежемесячно», – заявил ТАСС глава ПФР Антон Дроздов.

Справка

По последним данным Пенсионного фонда России, в систему обязательного пенсионного страхования включено более 155 млн застрахованных (работающих граждан). Отчетность сдают почти 9,3 млн работодателей, с 720 тысячами из которых заключены соглашения об электронном взаимодействии.