Рейтинг@Mail.ru
home

24.12.2019

Полицейские запретили проверять гаджеты граждан

24.12.2019. АПИ — Сотрудник правоохранительных органов не вправе требовать доступа к хранящейся в телефонах граждан информации без соответствующего решения суда. К такому выводу пришли в Главном управлении МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Действующий федеральный закон предоставляет полицейским полномочия проверять у граждан удостоверяющие их личность документы, в том числе при наличии порой неподтвержденных или субъективных подозрений в совершении ими каких-либо противоправных поступков. Однако нередко от граждан требуют показать смартфон или планшет, в котором сотрудники полиции без добровольного согласия лица смотрят совершаемые им звонки, SMS-переписку и другую информацию.

Руководство ведомство считает такие действия подчиненных незаконными. По словам заместителя начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрия Седова, мобильный телефон может быть изъят только при осуществлении личного досмотра или досмотра вещей, если он является орудием совершения административного правонарушения. Такое изъятие оформляется соответствующим протоколом. Также сотовый телефон или иное мобильное устройство может быть изъято у гражданина при производстве следственных действий.

Дмитрий Седов также напоминает, что Конституция России гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Оно может быть ограничено только на основании судебного решения: «Следовательно, сотрудник полиции не вправе требовать доступ к хранящейся в телефоне информации (звонки, SMS-сообщения и так далее) без соответствующего разрешения суда. Таким образом, если гражданин столкнется с подобными требованиями сотрудника полиции, он имеет право обратиться с жалобой в органы прокуратуры или в соответствующее подразделение собственной безопасности системы МВД России», – отмечается в разъяснениях ведомства.

Правда, на практике эти выводы нередко нарушаются. Например, бойцы екатеринбургской вневедомственной охраны (подразделения Росгвардии) якобы добровольно отобрали мобильный телефон у гражданина Владимира Ивина. Идентификационный номер аппарата (IMEA) они «пробили» через информационный центр, который подтвердил, что телефон и гражданин в розыске не находятся. Суд не усмотрел в таких действиях нарушений гарантированного Конституцией России личного неимущественного права гражданина: «Утверждения истца о том, что сотрудник просматривал личную информацию, телефонные контакты, фотографии, находящиеся в телефоне истца, равно как о проведении личного досмотра путем «прохлопывания» карманов основаны на предположении и опровергаются материалами служебной проверки», – констатировал суд, отклоняя иск.

Отметим, что согласно федеральному закону при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также сообщить причину и цель обращения. В случае применения ограничивающих права и свободы гражданина мер – также разъяснить соответствующие причины, основания и возникающие в связи с этим права и обязанности. «Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными гражданам», – подчеркивают в МВД России.